Домой Авто Записки водителя такси. Уроки выживания. Как продержаться за рулем во время коронавируса?

Записки водителя такси. Уроки выживания. Как продержаться за рулем во время коронавируса?

2
0

Записки водителя такси. Уроки выживания. Как продержаться за рулем во время коронавируса?

Автор: Андрей Колганов
Фото автора и из открытых источников
Источник: Дром

«Ты не один», — пел Юрий Шевчук про дальнобойщиков. Работников КАМАЗа так зацепил этот клип, что в благодарность они выдали группе ДДТ несколько грузовиков, в которых музыканты затем перевозили оборудование в турах по всей стране. Всегда любил эту песню. Но теперь с ней не согласен. Все поменялось. Сегодня на трассе ты — абсолютно один. Как выжить таксисту в городских джунглях?

Предыдущие «записки таксиста» читайте здесь.

Мир сошел с ума

Не так давно московский таксист на Солярисе выехал на встречку на Новорижском шоссе. Разогнался и пошел в лобовую против фуры.

Это была попытка самоубийства. Таксист остался жив и объяснил свои действия «тяжелой жизненной ситуацией». Думаю, во время своих поездок он много раз прокручивал в голове подобный вариант. Ладно, что пошел на это преступление без пассажиров. Но при чем здесь дальнобойщик и его грузовик? Понятно, что фура пострадала меньше, чем Солярис.

Записки водителя такси. Уроки выживания. Как продержаться за рулем во время коронавируса?

Мы все так или иначе пострадали от этой пандемии. Коронавирус шагает по планете. Агрегаторы советуют чаще пользоваться безналичным расчетом, чтобы минимизировать контакт с деньгами и руками пассажира. Думаю, это все разумно и для обычного времени. Правда, какой может быть «контакт с пассажиром», если с утра до вечера во дворах идет агитация — «Оставайтесь дома!»

Маски появились в муниципальных аптеках. Можно купить не больше пяти в одни руки. Но самая дешевая стоит 34 рубля. Роспотребнадзор требует, чтобы таксисты их меняли каждые три часа. Получается, за смену в 12 часов нужно поменять маску четыре раза. Это уже 136 рублей. Как минимум одну поездку нужно отдать на маски. А сейчас за все утро можно и вымутить лишь одну поездку. А еще ведь нужны и перчатки, и дезраствор.

«Довольны» только женщины-таксисты. Говорят, красить теперь можно лишь глаза — все скрывает маска. Да и отсутствие маникюра под перчатками не видно — опять же экономия! Контакты минимизируются повсеместно — на заправке, чтобы дотянуться до жвачки или передать карту, нужно это сделать через «заградительную красную линию».

Записки водителя такси. Уроки выживания. Как продержаться за рулем во время коронавируса?

А в Москве таксисты теперь обязаны проверять электронные пропуска у своих пассажиров. Водитель перед посадкой через приложение «Помощник Москвы» смотрит, активен ли цифровой код, который ему показывает клиент. Некоторые агрегаторы подключают эту опцию в свои приложения. ГИБДД штрафует пассажира — если маршрут такси не совпадает с разрешенным маршрутом по коду. А таксиста в случае такого нарушения могут отключить от агрегатора. То есть мы теперь еще должны стать и контролерами!

И это несмотря на то, что в нашем ремесле идет дикое сокращение всего, что только можно: и доходов, и заказов. Давайте разберемся, как таксисту проще выжить сегодня. Начнем с самых минимальных вещей, без которых никуда. 

Спасительный Wi-Fi

Чтобы быть на связи, нужен хотя бы минимальный баланс на смартфоне. Хороший мобильный интернет — первое условие работы таксиста. А где его взять, если деньги на телефоне внезапно закончились? Это происходит всегда в самый неподходящий момент, да и сейчас все сети перегружены: постоянно зависают и приложения, и навигатор. Часто таксовать выходят люди, оказавшиеся на мели. Даже без положительного баланса на телефоне.

До пандемии Wi-Fi раздавали бутики в торговых центрах. Или — кафе. Но интернет нужно поймать из машины, чтобы тут же принять заказ. А все «раздатчики», как назло, находятся на верхних этажах торговых центров.

Один раз я был в такой ситуации. Поймал заказ как раз от «вай-фая» книжного магазина на третьем этаже ТЦ — пока добежал до машины, пока выехал с парковки, прошло 15 минут. А добраться до клиента нужно было за пять минут. Облом: сильно опоздал, заказ ушел другому таксисту.

К счастью, есть еще места, где можно поймать сеть, не выходя из машины. Иногда это обычные квартиры. Владельцам роутеров без паролей, как говорится, желаем печенек! Но таких мест все меньше: почти везде отлично ловит 4G. Помните рекламу, где все смеялись над самим наличием «вай-фая» в кафе? Даже ее перестали показывать. Но от этого денег на балансе таксистов не стало больше.

Записки водителя такси. Уроки выживания. Как продержаться за рулем во время коронавируса?

Итак, только что ты был на полной мели. Но поймал интернет, выхватил первый заказ, деньги закинул на телефон. И — вперед! Весь мир у твоих ног.

Вселенская проблема

Однажды в наш город приехал гуру автостопа. Бородатый парень с дредами презентовал свою книгу, каким образом объехать больше 100 стран, как он — и тратить при этом минимальное количество денег. Так вот главная проблема вселенского масштаба, которая стоит перед каждым путешественником в новом городе, звучит так: «А куда сходить в туалет, особенно когда приспичит по-большому?».

Все остальное — вторично. Если ты умеешь решать проблему № 1, то запросто проедешь полмира. Каждый таксист наматывает ежедневно не меньше километров, чем мастера автостопа. Так где сходить в туалет? К сожалению, у нас далеко не Италия, где туалеты любого кафе до пандемии были открыты для обычных прохожих. У них все было сделано, чтобы потенциальный клиент опять вернулся именно в это место. У нас — все наоборот. Даже купив кофе и посидев для приличия, ты можешь услышать от официанта: «Вы что, в туалет сюда пришли?».

В наших сибирских просторах сделать это по-маленькому не проблема. Кругом километры промзон, лесков, кустов и гаражей. Но вот в более тяжелом случае…

Записки водителя такси. Уроки выживания. Как продержаться за рулем во время коронавируса?

Типичное идеальное место для маленького отдыха таксиста

Правда, недавно я увидел, как таксист выбрал в качестве туалета нашу мусорку. Он даже не выключал двигатель: просто зашел за баки, сделал свое дело, и опять сел за руль. Вокруг — девятиэтажки, рядом — шумный рынок, море народа. Ан нет: он ничего не стесняется. Он на работе.

Записки водителя такси. Уроки выживания. Как продержаться за рулем во время коронавируса?

Совсем не идеальное место для справления таксистских нужд: между баками и забором. Да и негигиенично здесь очень

Конечно, лучший туалет для таксиста находится в любом торговом центре. Они удобно расположены по маршруту, санузлов там много. Теперь в сортире любого торгово-развлекательного центра я различу таксиста. Он не спешит. Он очень ценит эту простую человеческую возможность.

Записки водителя такси. Уроки выживания. Как продержаться за рулем во время коронавируса?

Правда, сегодня большинство торговых центров в моем городе все еще закрыты. Выручают деревянные сортиры в частных секторах — нужно только знать, где они открыты.

Записки водителя такси. Уроки выживания. Как продержаться за рулем во время коронавируса?

Ты видишь здесь туалет? А он есть!

Дальнобойный термос

Понятно, чтобы меньше ходить в туалет, нужно меньше пить. Я люблю чай, но на линии предпочитаю кофе, самый маленький стаканчик. Не так давно вез дальнобойщика перед командировкой: он на фуре доставляет из другого региона куриные яйца. Так этот бывалый шоферюга перед поездкой всегда заправляет кипятком трехлитровый термос: он и ехал с ним в обнимку. Говорит, для нас горячая вода — самое первое дело. Уже не пропадешь. Можно заварить и лапшу, и чай, и кофе.

Наверное, небольшой термос не помешал бы и таксисту (например, с борщом!). Но мы все-таки ценим возможность выйти из машины, подышать, размять шею, покурить. А с термосом ты опять привязан к своему водительскому месту. Лучше немного погулять и дойти до столовки.

Записки водителя такси. Уроки выживания. Как продержаться за рулем во время коронавируса?

Я давно не курю, но представляю, как тяжело на линии без сигарет. Причем повальный ЗОЖ начался ведь не так давно. Прекрасно помню, как курил раньше в каждом втором такси, да еще и вместе с водителем. Куда исчезло дымное братство?

Иногда клиенты просят покурить в салоне. Если поездка дальняя, я разрешаю только электронные сигареты: запаха не остается, да и курят их обычно в приоткрытое окно.

— Это ты еще под тахографом не ездил, — рассказал мне дальнобойщик. — Он четко снимает время, проведенное в пути, скорость, мои остановки на отдых. Гаишники на трассе данные тахографа любят проверять: им ведь лишь бы докопаться. Но у нас есть свои хитрости, как немного обмануть эту машинку. Даже те, кто нарушил, всегда договариваются на месте. Водитель хорошо едет, пока ему комфортно. Причем у каждого свой потенциал, свой стиль вождения. Есть у нас на трассе одна компания, чьих водителей все называют летчиками. Они реально летают! Я считаю, что вот это неправильно. Ты подставляешь своим «полетом» на трассе абсолютно всех. Так гоняют еще и с диким перегрузом: не берегут ни себя, ни чужую технику.

Записки водителя такси. Уроки выживания. Как продержаться за рулем во время коронавируса?

Мне кажется, Яшка (напомню что Максом и Яшкой я по-дружески называю агрегаторы) со временем превратит свой «Таксометр» в полноценный тахограф. Он уже стремится контролировать абсолютно все. К тому же пассажиры постоянно «постукивают» ему, если что не так.

Дорогие автомобилисты, если вы видите такси, которое едет перед вами строго 60, хотя здесь реально разогнаться до «сотки» — не сигнальте, пожалуйста. Скорее всего, таксист едет пустой и ловит свой заказ. Если в этот момент превысишь скорость, агрегатор просто не даст тебе заявку.

Записки водителя такси. Уроки выживания. Как продержаться за рулем во время коронавируса?

Значок скорости стал красным — заказ уже не получишь. Особенно обломно ловить их в жилом массиве: там сплошь и рядом ограничение скорости то 20, то 40 км/ч

Одинокие волки

Как написали в одном комменте к блогу, «таксист таксисту всегда конкурент». Я бы добавил еще: одинокий волк. Сегодня можно работать на линии несколько лет — и ни разу не поговорить с коллегой. А где ты с ним встретишься? На линии сам мечтаешь исключить холостой пробег — всегда быть с заказом. Во время его ожидания, наоборот, стараешься не стоять рядом с машиной такого же агрегатора: а вдруг у него приоритет выше, значит, и первый заказ будет его. Лучше встать немного подальше.

Но без общения ты тупеешь. Даже звереешь. Конечно, можно поболтать на мойке. Здесь всегда много таксистов, особенно на арендованных тачках — перед тем как вернуть машину, ее нужно помыть. Но все после долгой смены, уставшие — не до разговоров.

У нас в городе есть несколько недорогих столовых, которые удобно расположены — рядом большие парковки и есть перспектива для дальнейшего заказа. Но здесь важнее не дискуссия, а плотный обед! В следующий раз, может быть, ты поешь только поздней ночью. Как говорится, «волка ноги кормят».

Другие коллеги — водители автобусов и маршруток — в современных условиях оказались более сплоченными. В нашем районе у них есть даже свой уличный биотуалет. Маршрутчики собираются во время перерыва на конечной остановке, общаются, ходят друг к другу в гости — по автобусам. И это ведь очень помогает психологически: увидеть такого же человека, как ты. Понять именно это — что «ты не один».

Записки водителя такси. Уроки выживания. Как продержаться за рулем во время коронавируса?

Многие из водителей автобусов работают в муниципальных автотранспортных предприятиях. Я был на одном из них. Там до сих пор — как в Советском Союзе: все хорошо и правильно. По всем нормам и правилам: и медосмотр, и своя мойка, и мастерская, и белая зарплата. А что есть у таксиста, кроме его цепей-агрегаторов?

Сами системы стараются сплачивать шоферское братство, насколько это возможно в онлайн-мире. У всех есть чаты: и городские, и общеагрегатовские, писать туда может любой желающий. У Макса в чате веселей.

Записки водителя такси. Уроки выживания. Как продержаться за рулем во время коронавируса?

Таксист может попросить о помощи. Если ты находишься сравнительно близко, Макс отправляет тебе сообщение, и ты можешь помочь. Правда, я пока таким образом не помогал и сам SOS не отправлял. Есть и платные услуги — запуск двигателя, буксировка. Я всегда вожу с собой провода для аккумулятора, пару раз ездил по таким заявкам: они достаточно выгодные. 205 рублей за возможность «подкуриться». Ты не тратишь бензин, не везешь пассажира. Наоборот, можешь постоять, поговорить… Казалось бы, ерунда. Но когда получаешь еще и деньги за свою помощь, это всегда приятно. Не взять деньги уже нельзя — система спишет свой процент.

На этой фотке как раз таксист Макса «подкурил» мужика, который попросил о помощи через агрегатор. Я видел эту заявку, был рядом, но этот товарищ оказался там быстрее.

Записки водителя такси. Уроки выживания. Как продержаться за рулем во время коронавируса?

Фартовая одежда

Еще один важнейший элемент — одежда. Она должна быть удобной. Такой «своей». Знакомый таксист всегда выходит на линию в одной и той же бейсболке — что зимой, что летом. Говорит, чувствует в ней себя как дома. Таксует на арендованных машинах (пока еще не накопил на собственную), а вот как наденет свою бейсболку, появляется уверенность, «что все будет хорошо».

— Самое важное на линии — контролировать любую ситуацию, — говорит он. — А мы за каждый час «выхватываем» их столько! Поэтому держать себя в руках помогают разные приятные мелочи, незаметные пассажиру.

Я тоже быстро вычислил свой «фартовый мерч». Выглядит он, правда, жутко. Это спортивная мастерка с молнией — можно всегда расстегнуть, если становится жарко. Сколько раз выезжал в другом свитере или куртке — все не то! И выхлоп по деньгам меньше, и неудобно как-то постоянно. Но — надел свою тужурку, и все — я на коне. Зимой стараюсь надевать куртку для занятий горными лыжами — кстати, сейчас на них хорошие скидки. Они удобные и легкие, в них не потеешь, в то же время в такой специальной одежде тепло. А чем такси — не сноуборд?

В комментах к блогу писали про таксистов в белых рубашках и галстуках. Знаю, на премиальных тарифах в столицах водители так и выглядят. Да и сам видел в Турции: шоферы в туристических автобусах там еще и модную укладку делают перед выездом. Как пассажиру мне это приятно. Как таксист буду так одеваться, когда ценник на поездку вернется в доагрегаторные времена.

Но вот полное отсутствие каких-либо запахов в салоне должно быть уже в «экономе». Летом это особенно актуально. Лично я пользуюсь только антиперспирантом: простой дезодорант в наших условиях не справляется. Все остальные виды мужской парфюмерии неприемлемы: ни одеколоны, ни ванильные «вонючки».

Записки водителя такси. Уроки выживания. Как продержаться за рулем во время коронавируса?

Таксист должен отдать сдачу. Ему нужно где-то хранить деньги и документы. Считаю, что лучший вариант — маленькая сумочка через плечо. Я еще и прячу ее под мастеркой. В дороге бывают моменты, когда приходится резко выйти из машины. Например, чтобы помочь сесть пассажиру на костылях — на заднее сиденье. То есть нужно открыть дверь, выйти, вернуться обратно. Если документы лежат где-то в бардачке, их можно украсть в этот момент с улицы. Да и пассажиры бывают с сюрпризом. Только когда все самое ценное при тебе, ты можешь спокойно и оперативно реагировать на любые неожиданности.

Психологическое равновесие

А предвидеть, как закончится любая из поездок — невозможно. Взял я недавно выгодный «коротыш» в очень отдаленном районе. Катался по Максу. Когда тебе в принципе все равно, куда ехать, логично включать режим «авто»: система отдает тебе ближайший заказ. Собственно, только по этому принципу и работает Яшка: видит твою машину ближе всех к пассажиру и потом отправляет с ним куда глаза глядят. У Макса эту опцию можно отключить, чем он и бесценен.

В этот раз автоназначение от Макса отправляло меня на другой конец города за 500 рублей. Но я отказался, потому что хотел насобирать в этом районе коротких заказов и сэкономить на бензине. Перспектива была. Вокруг — ни одного такси. И даже в принципе — ни одной проезжающей машины.

И прилетел этот «коротыш». Забрать подростка из школы и доставить домой (школы тогда еще работали). Минималка 105 рублей, но я как раз хотел покрутиться в этом районе. Проехали минут пять, и я смотрю, что навигатор ведет меня в сторону железнодорожной линии, где я еще никогда не был. Школьница живет в каком-то отдаленном садоводстве за этими рельсами. И — конечно! — еще издалека увидел, как на пути выехал локомотив с пустыми вагонами. Заехал и встал. Не знаю, что случилось с паровозом: машинист стоял далеко и не слышал, что я ему громко и грозно кричал.

Записки водителя такси. Уроки выживания. Как продержаться за рулем во время коронавируса?

Стояли мы минут сорок. Хорошо, что я еще был в очереди первый. Позади — вереница машин, большинство фуры. Вроде бы недалеко и живет эта девочка, по карте видно, что меньше километра. И не ночь — ясный день, не очень холодно. Но вот как можно отправить ребенка через пути одного? Обойти вместе состав по откосу — далеко, да и вдруг он тронется?!

Так и стояли, а я понимал, что уже вернулся бы с того далекого «автозаказа», да еще бы и в центре сейчас нахватал. Но ничего не сделаешь. Машина грелась все это время. Выходит, вся поездка — в глубоком минусе. Правда, школьница сказала «большое спасибо», когда доставил ее до дома. Обратно тоже долго выбирался из этой дыры, фуры в пробке все не могли развернуться.

Вот как потом заново выйти на линию и несколько часов развозить людей по сумасшедшему городу? Сам весь на нервах, психуешь. Знаю таксистов, которые стараются перебить такую «невезуху»: кофейку выпить, в гости к кому-нибудь заехать или вовсе — по домам. Наверное, это правильно. Я со временем научился быстро забывать такие «косяки», потому что знаю: следом за черной полосой сразу же белая. Близко. В нескольких минутах.

Неожиданный пассажир

Здесь многое зависит от следующего клиента. Даже не от выгодности поездки, а от того настроения, которое этот человек принесет в твой салон.

Недавно Яшка открыл рейтинг пассажиров: каждый из них узнал, какую оценку ему ставили последние 40 таксистов. Говорят, рейтинг влияет на скорость подачи машины к такому клиенту. Лично я всегда ставлю «пятерки», но только после того, как дождусь, что получу деньги — или наличкой, или на карту, или на мобильный банк. Все остальное (высокомерие, неверное указанное место подачи, даже хамское поведение во время поездки) считаю вторичным.

Я до сих пор не могу догнать с Яшки почти 400 рублей, которые клиентка так и не перевела ему со своей карты. В таких случаях система выплачивает тебе «из своих», но пока — ни привета, ни совета.

Записки водителя такси. Уроки выживания. Как продержаться за рулем во время коронавируса?

Хорошо помню ту красивую девушку в длинном черном пальто: она ехала вечером в воскресенье от родителей — из очень неблагополучного района. Там реально на улице валялись перекрытые мужики, был какой-то праздник, и они лежали пьяные прямо в грязи. А эта особа вышла из приличного дома, в модной одежде, с большим красным яблоком в руках.

 — Мама настоятельно просила, чтобы я съела его по дороге, — улыбнулась она.

Ехали мы в самый центр, в элитный жилой комплекс, мило беседовали… Но вот почему за эту долгую поездку она решила мне не заплатить совсем? Как только мы подъехали к шлагбауму во двор, она попрощалась и быстро вышла. Яшка обычно показывает спустя несколько минут, что ваш заказ был оплачен системе картой. Но в этот раз пришло уведомление, что деньги все еще не пришли. У меня были уже такие проблемы, и я не сильно переживал. Так случается, когда у клиента на банковской карте не хватает средств. Что дальше? Яшка прессует пассажира, что нужно докинуть деньги на карту, и не подает ему машины, пока он не рассчитается за эту поездку. Клиент это делает, и система тут же переводит деньги мне на счет. Яшка может заблокировать неответственного персонажа, поэтому обычно уже на следующий день ты видишь эти вернувшиеся деньги. Но здесь эта Белоснежка с яблочком просто меня кинула. А я ведь тогда не дождался перевода и поставил ей пятерку.

Пассажиры бывают разные. Я тоже бываю разным пассажиром. Потому под конец решил снять свое первое видео в этом блоге — записал его еще перед самоизоляцией. Расскажу историю, которая хорошо подходит к следующей теме — криминал в такси.

Жду ваших комментариев по этой ситуации и по самой теме — а как вы в такси выживаете? Какие моменты считаете в нашей работе ключевыми?

Источник