Домой Бизнес В Приморье построят самый мощный атомный ледокол в мире за 128 млрд...

В Приморье построят самый мощный атомный ледокол в мире за 128 млрд рублей

2
0

«Звезда» и «Росатом» подписали важный контракт на постройку «Лидера»

В Приморье построят самый мощный атомный ледокол в мире за 128 млрд рублей

Дальневосточная «Звезда» и государственная корпорация «Росатом» заключают контракт на сверхмощный атомный ледокол «Лидер» 120 МВт стоимостью 127,6 миллиарда рублей. Ледокол, необходимый для круглогодичной навигации по Северному морскому пути, должен быть сдан в эксплуатацию в 2027 году, сообщает РИА VladNews со ссылкой на «Коммерсант». По последним данным, которые РИА Новости обнародовали вечером 23 апреля, компании подписали контракт.

«Звезда» (управляется консорциумом «Роснефти» и Газпромбанка) и «Росатом» заключили контракт на строительство сверхмощного атомного ледокола «Лидер» стоимостью 127,6 миллиарда рублей, отмечает деловая газета. Некоторое время сложность составляли расстояние, режим самоизоляции, сложное транспортное сообщение. Однако лица-подписанты нашли способ и подписали документы. Судно должно быть готово к эксплуатации в 2027 году.

На последнем совещании у вице-премьера Юрия Борисова, которое прошло 27 марта, были сняты все разногласия по «Лидеру», отмечает газета со ссылкой на источники. Речь шла о юридических вопросах, касающихся обеспечения контракта: десять миллиардов рублей, в которые входят конструкторская документация, затраты на банковскую гарантию и расходы на топливо, по нормативным документам не относятся к капитальным вложениям, но де-факто ими являются, из-за чего возникли трудности по согласованию их в рамках федеральной адресной инвестпрограммы.

Также обсуждались спорные моменты по неустойкам в рамках строительства ледокола.

Атомный ледокол «Лидер» на 120 МВт должен стать самым мощным в мире, вдвое превзойдя сдаваемые сейчас ледоколы типа «Арктика» (ЛК-60). Он должен обеспечить круглогодичную проводку по Севморпути с коммерчески приемлемой скоростью, что необходимо для вывоза на внешние рынки углеводородов. В частности, судно должно способствовать круглогодичному вывозу СПГ с проектов НОВАТЭКа на Ямале и Гыданском полуострове. Ледокол сможет преодолевать льды толщиной до 4,3 метра, прокладывая коридор до 50 метров шириной, и, как ожидается, проводить караваны на скорости 10–12 узлов.

Однако ряд собеседников «Коммерсанта» в отрасли до сих пор высказывают сомнения относительно реальных возможностей ледокола осуществлять проводку с такой скоростью зимой в Восточной Арктике.

Борьбу за заказ активно вёл входящий в Объединенную судостроительную корпорацию Балтзавод, строящий пять атомных ледоколов на 60 МВт. Также среди претендентов назывался керченский завод «Залив» (входит в корпорацию «Ак Барс» Рената Мистахова). Но в итоге политическим решением «Лидер» передали строящейся на Дальнем Востоке «Звезде», в 2019 году верфь была назначена единственным исполнителем заказа. Нулевой этап создания конструкторской документации в 3,5 миллиарда рублей взяла на себя «Роснефть», эти деньги ей потом должны быть компенсированы из бюджета. Контракт на разработку конструкторской и технической документации для «Лидера» за 3,2 миллиарда рублей был заключён с ЦКБ «Айсберг», срок исполнения работы – конец 2021 года. В декабре гендиректор ЦКБ Александр Рыжков в интервью газете «Страна Росатом» говорил, что в начале 2020 года планируется передать проект на «Звезду», после чего можно начинать выбирать поставщиков оборудования.

Всего планируется построить три «Лидера», но источники финансирования по ещё двум ледоколам не найдены. Как сообщали «Ведомости», рассматривалась возможность строительства серии с использованием смешанного финансирования бюджета, банков и «Росатома», или концессия с 25-процентным финансированием от государства. В плане развития инфраструктуры Севморпути до 2035 года говорится, что государственная корпорация ожидает ввести в эксплуатацию второй «Лидер» в декабре 2030 года, а третий – в декабре 2032 года.

Глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев считает, что единственным потребителем круглогодичных ледокольных услуг в центральной и восточной частях Севморпути на обозримую перспективу будет НОВАТЭК.

Поэтому, говоря о перспективах круглогодичной навигации следует оценивать не только ледопроходимость ледоколов, а эффективность работы пары ледокол–газовоз.

Планируемый на конец мая опытный рейс газовоза Arc7 «Кристоф де Маржери» в восточном направлении в сопровождении ледокола даст возможность получить первые результаты, добавляет эксперт.

В «Росатоме» заявили, что круглогодичная навигация в акватории Северного морского пути будет обеспечена раньше ожидаемого срока сдачи «Лидера» – к 2025 году, то есть даже до завершения строительства всех пяти ледоколов типа «Арктика», отметил Григорьев. Планом развития инфраструктуры Севморпути предусмотрен даже более ранний срок: «начиная с навигации 2023 года» будет «обеспечена круглогодичная перевозка пассажиров и грузов в акватории Северного морского пути», заключил он.

В Приморье построят самый мощный атомный ледокол в мире за 128 млрд рублей

Макет ледокола «Лидер». Фото: ЦКБ «Айсберг»

В Приморье построят самый мощный атомный ледокол в мире за 128 млрд рублей

Фото: «Росконгресс»

Источник