Домой Авто Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

1
0

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Автор: Павел Ёлшин
Фото Дрома
Источник: Дром

Они давно должны были стать нашим милым прошлым, но по-прежнему остаются нашим настоящим. Уже не очень милым, однако популярность этих машин зашкаливает: главными бестселлерами вторичного рынка России являются Лады, снятые с производства. В этом обзоре рынка поговорим о «классике», Самаре, «десятке», Калине и Приоре. Покупают их не только потому, что они предельно дешевы. Эти модели остаются в числе вполне рациональных покупок: стоимость владения (ремонт, транспортный налог, ОСАГО) — крайне низкая. К тому же старые Лады очень ликвидны, мало какие другие машины можно продать так быстро за разумную сумму. Подробности — в нашем обзоре «Мечта “перекупа”. Самые ликвидные автомобили России». А сейчас поговорим не о продаже, а о покупке.

«Классика» (2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107)

Годы выпуска: 1970–2012

Заднеприводная Лада — все еще самый распространенный автомобиль в России: на сегодняшней день в стране зарегистрировано 4,7 млн машин «классического» семейства. И на вторичном рынке их больше, чем других моделей: в продаже 12 700 экземпляров. Можно подумать, что все они — жуткий хлам, который берут исключительно по принципу «зато не пешком», но нет. Если нужен простейший транспорт «на повседнев», удастся без труда подобрать вполне технически исправный и относительно недорогой экземпляр. Все дело в том, что заднеприводные Лады, празднующие в этом году свое 50-летие, продержались на вазовском конвейере аж до 2012 года. Нормальная цена за наиболее свежие «семерки» из последних партий — 115–150 тысяч рублей, но не будет большой проблемой найти неплохой экземпляр за 90–100 тысяч.

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Если не гнаться за самыми молодыми машинами, то можно сэкономить еще несколько десятков тысяч, и это будет все еще автомобиль. Хотя многие читатели с этим, наверное, не согласятся. После любой современной модели — даже самой неудачной — «классика», когда-то поражавшая комфортом и динамикой, будет откровенно раздражать. Да простят нас те, кто питает к этим машинам теплые чувства… Мы тоже питаем. Но. По нынешним меркам здесь ужасная посадка водителя с поджатыми ногами. Перекошенный тяжеленный руль. Никакая безопасность. Убогая динамика. Печальная управляемость, которую обеспечивает неразрезной задний мост с тягой Панара: на неровностях в поворотах кузов начинает приплясывать и траектория становится непредсказуемой. Разве что любителям управляемых заносов раздолье (об этом чуть ниже).

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Экземпляры 20-летней давности заставят вас вспомнить, что такое подсос и карбюратор. Если копнуть еще глубже, то можно получить экземпляр без вакуумного усилителя тормозов, без штатного правого зеркала и даже без ремней безопасности — бывали и такие «единички» в свое время.

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Если ищешь автомобиль «на убой», чтобы не жалко было израсходовать его ресурс до последнего, то можно и за 30 тысяч купить нечто, что сможет завестись и даже проехать последние в своей жизни сотни, а то и тысячи километров. Можно постоянно ремонтировать Жигули, и тогда они живут вечно (в отличие от Москвичей, Волг и Запорожцев, которые практически ушли с наших дорог). И конечно, свою роль играет то, что каждый гаражный дядя Вася знает «классику» до последней гайки и много за ремонт не возьмет. И эти гайки на Жигули стоят, как известно, копейки. Если вы, конечно, не занимаетесь скрупулезной реставрацией «копейки» или «тройки» (это недешево), а просто хотите ездить.

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Жигули оставили глубокий след в душах наших соотечественников: все, кому сейчас больше сорока, еще застали времена, когда это была мечта без всяких преувеличений. Большинство учились ездить именно на «классике». Неудивительно, что сейчас находятся энтузиасты, покупающие старые «единички» и «тройки» для коллекции, в качестве янгтаймера. И это уже серьезные затраты. За 250–500 тысяч можно купить хорошо выглядящий, но все же не идеальный экземпляр. Потребуются еще немалые вложения, чтобы привести его в состояние новой машины.

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Есть и молодежь, которой мила «шестерочка» или «семерочка» тысяч за 50–60, по цене айфона. Все-таки уже экзотика… В хорошем смысле слова — автомобиль для хипстера, современного стиляги.

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

А еще Жигули сейчас обрели вторую жизнь в качестве… самых доступных машин для любительского автоспорта. В последние годы «классика» стала популярной покупкой ради дрифта. Исключительно зимнего. Ведь на асфальте мотор мощностью 69–75 л.с. не может заставить машину «дать угла». А на скользких покрытиях «классика» способна доставить массу удовольствия. Даже профессиональные гонщики не чураются зимних «покатушек», которые устраивают практически во всех регионах России. Берут любые Жигули, проводят минимальные доработки (порой они ограничиваются только гоночным креслом, рулем и резиной) — и уже можно ловить кайф на ледовых и снежных трассах.

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Самара (2108, 2109, 21099)

Годы выпуска: 1984–2004 (на Украине — до 2014)

Семейство Самара первого поколения покинуло вазовский конвейер гораздо раньше «классики» — еще в 2004 году — и сегодня такая машина может заинтересовать в двух случаях. Либо вам нужен откровенный хлам за самые ничтожные деньги (30–50 тыс. руб.), но при этом обязательно из переднеприводного семейства. Либо вы знаете толк в настоящих «Зубилах» и сознательно хотите окунуться в ту эпоху, хотя неплохо сохранившийся экземпляр обойдется не в такую уж и ничтожную сумму. Есть в продаже относительно пристойные по состоянию машины 80-х и 90-х годов за 100 и даже 200 тысяч рублей, а экземпляры музейной сохранности в полном стоке — еще дороже, при этом их надо долго искать, ждать подходящий экземпляр. Более или менее живые автомобили — просто для доставки владельца из пункта А в пункт Б — будут стоить около 50 тысяч рублей.

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Платить серьезные деньги за Ладу «восьмого» семейства в хорошем состоянии имеет смысл, только если вы способны по-настоящему оценить эту машину. Более свежие «четырнадцатые» и «пятнадцатые» не дадут вам того чувства, благодаря которому первые переднеприводные Лады называли «Porsche для нищих». Есть это в них: автомобиль для души. Наследницы «Зубил» не только выглядят не так, они и едут не так. А правильное «Зубило» — кайф для понимающего!

Число достойно сохранившихся машин в продаже невелико. Основная масса объявлений — это все же автомобили в состоянии «ведро». Впрочем, их современник Москвич-2141 по сути и вовсе не дожил до нашего времени, а «Зубила» все еще актуальны — около 6000 экземпляров в продаже по России. Разве что «восьмерок» среди них лишь около 700 штук — за ними еще надо побегать. А «девятки» и «девяносто девятые» — выбирай не хочу.

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Пусть на АвтоВАЗе Самары первого поколения перестали производить в 2004 году, но есть своеобразный лайфхак, позволяющий купить гораздо более свежие экземпляры. Дело в том, что в дальнейшем производство было развернуто на украинском заводе «Богдан» в Черкассах, где «девятки» и «девяносто девятые» продержались на конвейере до 2011 года, а «восьмерки» аж до 2014-го! Но таких экземпляров в продаже всего несколько десятков, и почти все они в Крыму. И, пожалуй, это уже не то.

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

«Десятое» семейство (2110, 2111, 2112)

Годы выпуска: 1995–2009 (на Украине — до 2014)

Продержавшееся на тольяттинском конвейере с середины 90-х до конца «нулевых» семейство — возможно, самое спорное в истории АвтоВАЗа. По ездовым повадкам эти автомобили вышли гораздо скучнее машин «восьмого» семейства, на которых они базируются. Сказался более тяжелый кузов, обладающий недостаточной жесткостью, а также неудачные настройки подвески. Только экземпляры, прошедшие грамотный тюнинг, могут подарить какое-то удовольствие. Про внешность трудно сказать доброе слово: «опухшие» формы тоже заставляли каждого второго владельца прибегнуть к тюнингу, чтобы как-то оживить облик автомобиля. Машины стали технически сложнее своих предшественниц (начиная с «десяток» широкие массы автомобилистов познакомились с инжектором и блоком управления двигателем), но это только понизило надежность. Единственным однозначным плюсом считался более комфортный и современный для 90-х годов салон, но сегодня этой разницы с более старыми моделями уже особо не почувствуешь. «Десятка» так и не дождалась даже кондиционера (в массовом производстве), хотя конструктивно его установка была предусмотрена еще начиная с «восьмерок». Тем не менее за 14 лет выпуска машина расходилась очень бойко, и сейчас «в моменте» на продажу выставлено под 10 000 экземпляров.

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Чтобы получить приемлемую динамику, надо непременно брать версию с 16-клапанным мотором (89 л.с.). Существовала еще легендарная «сто шестая» модификация с опелевским 2.0 (150 л.с.) и характерным обвесом кузова, делающим оплывшие борта более рельефными — мечта покупателя Лады на рубеже веков. Но их было выпущено мало, и до наших дней почти никто из них не дожил. Еще из экзотических версий стоит вспомнить «трехдверку», которую производитель гордо именовал «купе», но никакой спортивности в ней не было.

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

На вторичном рынке правят бал обычные седаны 2110 и «пятидверки» 2112, а вот универсалов 2111 заметно меньше. Сейчас «десятки» попадают в ту же нишу, что и Самары-2: если не брать в расчет полную рухлядь, то низ рынка — это 40–50 тысяч рублей. Нормальная цена самых свежих экземпляров российской сборки — в районе 150 тысяч, хотя некоторые оптимистичные продавцы просят до 250 тысяч, но это вряд ли можно назвать рекомендуемой покупкой. Более молодые украинские «десятки» разумные продавцы оценивают в сумму в районе 200 тысяч рублей. Дороговато и незачем.

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Самара-2 (2113, 2114, 2115)

Годы выпуска: 1997–2013

Самары второго поколения во многих регионах еще не воспринимаются как нечто маргинальное, а продолжают жить активной автомобильной жизнью и даже трудиться в официальном такси. К примеру, в Воронеже и Саратове крупные агрегаторы такси позволяют работать на такой машине, если она не старше 2007 года выпуска. Это самый доступный инструмент заработка.

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Когда такие машины только появились на наших дорогах — в конце 90-х — это смотрелось свежо: зализанные формы «Зубила», новая оптика, аэродинамический обвес. Сегодня эта «красота» поблекла. Главным достоинством этих машин остается то, что они доступнее, чем Калины и Приоры, и при этом не так уж принципиально хуже.

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Самые свежие Самары на рынке — это «пятидверки» 2114, датирующиеся 2014 годом. В этом есть определенная неточность, хотя в ПТС именно этот год и указан. Дело в том, что последние хэтчбеки сошли с конвейера в самом конце декабря 2013 года и получили ПТС, датирующийся следующим годом. Подобный автомобиль в хорошем состоянии обойдется в 180–230 тысяч рублей. Ну а «низ рынка» (если не брать в расчет экземпляры с проблемными документами или битые) — это около 50 тысяч рублей. Нормальный вариант — где-то посередине.

В продаже больше всего пятидверных хэтчбеков «четырнадцатых» (около 6500 шт.), седанов-«пятнашек» тоже не так мало (3500 шт.), а вот трехдверных «тринашек» меньше 700.

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Калина (седан, хэтчбек, универсал, Спорт и Кросс)

Годы выпуска: 2004–2018

Сколько едких острот наговорили стендап-комики про Калину в «нулевые» годы, но АвтоВАЗ стойко продолжал доводить модель до ума и под конец почти все задуманное удалось. Между Калиной, которая встала на конвейер в 2004 году, и Калиной второго поколения, которая выпускалась с 2013 до 2018 года, — пропасть. Вначале в серию пошла откровенно сырая и при этом изначально устаревшая модель. Калина-1 напоминает Opel Corsa B образца 1993 года, то есть дизайн сразу отставал от мировых тенденций более чем на десять лет, а теперь уж смотрится совсем уныло. Однако же со временем удалось побороть основные детские болезни и улучшить комплектацию. В первые годы выпуска из благ цивилизации был лишь электроусилитель рулевого управления, но спустя несколько лет добавились АБС, две подушки безопасности и кондиционер. Удалось даже немного облагородить внешность: со сменой поколений в 2013 году машина посвежела. Появилась версия с 5-ступенчатым «автоматом» фирмы Jatco, который перекочевал на Калину с Гранты. Также существовал вариант и с 5-ступенчатым «роботом». Таких машин не очень много на рынке, но найти можно: на 5500 Калин, которые сейчас в продаже, приходится примерно 160 двухпедальных экземпляров.

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

С 2014 года в серию пошел «приподнятый» универсал Kalina Cross — вполне удачное, актуальное решение. Выпускающаяся сейчас Granta Cross — по сути то же самое, только с обновленным дизайном. Вообще Granta в кузовах «хэтчбек» и «универсал», которые появились в 2018 году, является не чем иным, как Калиной с обновленной внешностью в стиле Гранты в кузовах «седан» и «лифтбек».

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Удачно сохранившиеся экземпляры первого поколения стоят от 85 тысяч рублей, нормальная цена — от 100 тысяч. За Калину второго поколения надо готовиться отдать от 160 тысяч, если не брать в расчет самые бюджетные варианты, не отличающиеся хорошим состоянием. Всего в продаже порядка 5400 штук по стране.

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Отдельного разговора заслуживает модификация Kalina Sport и ее высшая ступень развития — Kalina NFR. Это нишевые версии, но их не так мало на рынке — порядка 200 штук в данный момент. Цены на небитые наиболее старые экземпляры 2008 года начинаются от 110 тысяч рублей. Есть неплохие варианты 2011-2012 года за 200–250 тысяч. Цены на наиболее свежие экземпляры 2017–2018 годов переваливают за 450 тысяч. И среди ценителей эти машины заработали хорошую репутацию. Без шуток!

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

АвтоВАЗ совершенно официально именовал Калину Спорт «горячим» хэтчбеком. В случае с версией NFR, которая выпускалась с 2015 года, это не преувеличение. Что же касается обычной Калины Спорт, в разные годы под этим именем производились версии с разным комплектом заводского тюнинга, так что тут надо разбираться. Первый Sport появился в 2008 году в двух модификациях — 1.4 (89 л.с.) и 1.6 (98 л.с.). Младшую рассматривать нет смысла: это по сути обычный «Люкс» с некоторыми псевдоспортивными украшениями. А вот старшая версия получила глубоко переработанную подвеску, дисковые тормоза по кругу (передние диски увеличенного диаметра), иную главную пару и еще много мелочей, позволяющих утверждать, что эта машина действительно заточена под спорт. Kalina Sport второго поколения, появившаяся в 2014 году, получила 106- и 114-сильные моторы, но по-настоящему удачной вышла 136-сильная версия NFR. У нее разгон до «сотни» сократился до 9,2 секунды. Но даже не это главное. Объем переделок тут огромный. Достаточно упомянуть то, что автомобиль получил подрамник с треугольными рычагами подвески. В испытаниях наших коллег из «Авторевю» Kalina NFR поставила абсолютный рекорд скорости в маневре «переставка» (среди машин без ESP) — 82 км/ч.

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

К сожалению, NFR — редкость на вторичном рынке. Владельцы их ценят и не спешат с ними расставаться. Но не обязательно гнаться за этими экземплярами. Знатоки поступают так: берут обычную Калину Спорт (можно первого поколения) и путем тюнинга доводят ее практически до уровня NFR.

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Kalina Sport позволяет тренировать спортивные навыки вождения и участвовать в любительских гонках. Она годится и для асфальта, и для гравийных дорожек, и для ледовых треков. Сфера ее спортивных применений гораздо шире, чем у дрифтовой «классики». Если все это для вас важно, то более доступного варианта, чем Kalina Sport, на рынке не найти.

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Приора

Годы выпуска: 2007–2018

Казалось бы, это всего лишь «десятка» с немного более приятной внешностью, но тут все интереснее. Более трети деталей у Приоры — оригинальные, кузов стал жестче, подвеску перенастроили. С модернизированным 1,6-литровым «16-клапанником» динамика стала пристойной: 11,5 секунды до «сотни». Дизайн экстерьера у Приоры по-прежнему собственный, вазовский, этот проект нашелся в запасниках. А вот новый интерьер заказали итальянской фирме Carcerano. На эту масштабную работу над ошибками тольяттинский завод потратил $180 млн.

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

С Приорой АвтоВАЗ провернул тот же трюк, который много лет использовали и продолжают применять китайские марки. Да, архаичная конструкция. Но. Приору нафаршировали огромным набором оборудования и опций, которые за такую цену не получишь ни в какой другой машине подобной ценовой категории. Топовая версия может похвастать климат-контролем, четырьмя подушками безопасности, АБС и ESP, датчиками света и дождя, круиз-контролем, задним парктроником, подогревом передних сидений, зеркал и лобового стекла, аудиосистемой с поддержкой Bluetooth и MP3. С 2014 по 2015 год выпускалась Приора с «роботом», но в силу недолгой конвейерной жизни таких машин мало на рынке — порядка 60 штук.

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

В продаже около 8500 Приор. Цены на самые старые экземпляры 2007 года выпуска начинаются от 85 тысяч рублей, а если машина в хорошем состоянии, то нормальной считается цена в районе 150 тысяч. Двухлетки из последних партий 2018 года стоят 400–500 тысяч, но есть неплохие варианты и в районе 350 тысяч.

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

Старые Лады — главный транспорт России. Обзор рынка

 

Старые Лады регулярно становятся героями публикаций нашего постоянного автора — гаражного мастера «дяди Васи». Вот пять выпусков его блога, которые стоит почитать перед покупкой. Конечно, все эти истории — про поломки. Но в то же время они пропитаны любовью к этим поистине народным автомобилям. К тому же это истории с хорошим концом:

  • В гостях у «дяди Васи». Ох уж эти загадочные Лады!
  • В гостях у «дяди Васи». И снова эти загадочные Лады
  • Блог «Дяди Васи». Лада — народный автомобиль?
  • В гостях у «дяди Васи». Когда проблема — ужас-ужас, а ремонт — копеечный
  • В гостях у «дяди Васи». Долгожители: рекорды моей мастерской

Источник