Домой Авто Пикапы: Россия — не Америка? Почему Haval смог, Mercedes — ошибся, а...

Пикапы: Россия — не Америка? Почему Haval смог, Mercedes — ошибся, а Peugeot задумался

1
0

Пикапы: Россия — не Америка? Почему Haval смог, Mercedes — ошибся, а Peugeot задумался

Автор: Иван Петров
Фото Дрома и из открытых источников
Источник: ДромВ первые восемь месяцев 2020 года объем продаж пикапов в России упал на 12%, при этом «грузовички» сохранили свою крошечную долю в 0,6% среди всех легковых и легких коммерческих автомобилей российского рынка. Интересно, что продажи далеко не всех пикапов пошли под гору: на четверть возрос спрос на VW Amarok, а сбыт Isuzu D-Max увеличился аж на 50%! Между тем кое-каких моделей мы недосчитались, но зато в Россию возвращается пикап Great Wall Wingle — на сей раз под индексом 7. Именно это событие и заставило нас вернуться к пикапам, на которых после кризиса конца 2014 года многие эксперты поспешили поставить крест.

Несколько лет назад иные специалисты уверяли, что рынок пикапов в нашей стране ждет большое будущее, и многие из них кивали на Америку, дескать, пространства у нас такие же, предпочтения потребителей — похожие, так что наводнят скоро Россию-матушку грузовички, тем более что и дороги у нас плохие, поэтому они нам нужнее. Прошли годы — пикапы наш рынок так и не заполнили. Тем удивительнее, что на эту «американскую» удочку попались даже менеджеры Daimler.

Ford F-150 — это Mustang сегодня

Сначала про Америку, а точнее, про США, Канаду и Мексику, образовавших в начале 90-х годов Североамериканскую зону беспошлинной торговли NAFTA, с которой обещал нещадно бороться Трамп во время своей первой предвыборной кампании. Когда говорят про распространение пикапов в этом регионе, то почему-то забывают, что речь идет в первую очередь о полноразмерных пикапах, больше нигде в мире не представленных. В Америке на этих машинах никто не бороздит непроходимые просторы, и навоз с фермы на ферму тоже никто не возит. Сегодня полноразмерные пикапы для автомобильной Америки то же, что и Ford Mustang в конце 60-х. Тот Ford с лошадиной «фамилией» стал в свое время радикально популярным в основном благодаря женской аудитории: маленький, простой по конструкции, дешевый — домохозяйки покупали его «для себя» и возили на нем детей в школу. Еще, конечно, Мустанг был популярен у молодежи, а Голливуд изо всех сил пытался придать ему статус машины для крутых парней (смотри фильм «Буллит» со Стивом Маккуином и др). Между тем факт остается фактом: «лошадь» набрала ход именно благодаря женщинам.

Пикапы: Россия — не Америка? Почему Haval смог, Mercedes — ошибся, а Peugeot задумался

Ford Mustang первого поколения

В похожем положении находятся сейчас и полноразмерные пикапы: более чем на 70% их покупают с задним приводом, и они никогда за всю свою жизнь не съезжают с асфальта, потому как на Западном побережье и Среднем Западе, где они и распространены, с асфальтом все в порядке. Разница с Мустангом заключается лишь в том, что к домохозяйкам прибавились пенсионеры, которым нужна машина поосновательнее и… подешевле! Скажем сразу, в случае с большими пикапами речь идет не столько о цене, сколько об умеренном налогообложении. Дело в том, что в США эти грузовички подпадают под налоговые льготы для легкого коммерческого транспорта, кроме того, автопроизводители в поисках средств поддержки тех гигантских объемов производства, на которые вышли полноразмерные пикапы, вынуждены время от времени для разгрузки складов давать большие скидки — по 5000–7000 долларов и больше. В общем, зафиксируем, что в США полноразмерные пикапы покупают вовсе не для того, чтобы использовать их как грузовик, хотя тяговые свойства машины активно рекламируются — чем еще, как не пикапом, переместить небольшую яхту или катер?

Пикапы: Россия — не Америка? Почему Haval смог, Mercedes — ошибся, а Peugeot задумался

Ford F-150 — самый популярный пикап Северной Америки. В гигантском грузовом отсеке редко что возят, но вообще «прокачка» багажников больших пикапов — одно из самых популярных направлений тюнинга в США, что мы и наблюдаем на ежегодной выставке SEMA. Там предлагают тьму-тьмущую устройств — от банальных крышек до «органайзеров» самого различного назначения

Теперь несколько цифр, которые поражают воображение. В первые три квартала 2020 года на упавшем от коронавируса рынке США (напомним, что в Штатах зафиксировано больше всего смертей от COVID-19) полноразмерный пикап Ford F-150 разошелся тиражом в 589 тыс. экземпляров, идущий следом Chevrolet Silverado набрал почти 410 тыс. «голосов», замыкающий тройку самых популярных моделей рынка Ram 1500 — 402 тысячи. То есть три самых популярных модели рынка США за первые три коронавирусных квартала разошлись объемом, на 40% бóльшим, чем все машины на российском рынке за тот же период.

Пикапы: Россия — не Америка? Почему Haval смог, Mercedes — ошибся, а Peugeot задумался

Пикапы средней и тяжелой серии, как этот Chevrolet Silverado 3500, продаются очень небольшими партиями, в отличие от легких серий полноразмерных пикапов

Обывателя такие цифры, конечно, могут сбить с толку, но удивительнее всего то, что на эту «американскую удочку» попались и менеджеры Daimler, которые несколько лет назад вывели на рынок Mercedes-Benz X-Class, суть модернизированный Nissan Navara. Автор настоящего материала летом 2017 года был на презентации X-Class и с удивлением услышал, что в качестве аргумента для запуска среднеразмерного немецкого грузовичка используется успех больших пикапов в США. На вопрос, какая связь между среднеразмерным X-Class и полноразмерными Ford F-150, Chevrolet Silverado и Ram 1500, немцы ответили, что среднеразмерный сегмент пикапов тоже растет, причем по всему миру. Увы, весь остальной мир не захотел покупать Mercedes-Benz X-Class в том числе и из-за несоответствия ожиданий от бренда и реальности. Ни архаичные японские дизели, ни отсутствие регулировки руля по вылету, ни родство с Nissan не способствовали успеху X-class.

Ай-ай-ай-ай-ай, сгубили «немца»…

Россия в этом смысле шагнула в ногу с прогрессивной общественностью, отвергнув симпатичный среднеразмерный X-Class. Машины появились у дилеров в мае 2018 года. За оставшееся до конца года время на учет встало 316 машин, из которых 250 оформили на себя юридические лица. В том году продавали только машины 2018 года выпуска, однако завезли их так много, что и в следующем году их продолжали продавать наряду с образцами 2019-го. Фактический спрос на X-Сlass был куда ниже заявленного: отчетность, которую подавало российское представительство Mercedes-Benz в Ассоциацию европейского бизнеса, значительно опережала постановки на учет, то есть количество реальных контрактов. При этом весь 2019 год продолжали продавать машины 2018 года. О том, что Mercedes-Benz X-Class — «не жилец», стало понятно еще осенью 2019 года, и дело здесь не только в распространившихся уже тогда слухах о грядущем увеличении утильсбора с 1 января 2020 года. А в том, что слабый спрос по всему миру заставил немцев принять непростое решение о прекращении сборки с мая 2020 года. Поэтому на 2020-й российское представительство Daimler пикапы не заказывало и потихоньку распродает машины 2019 года выпуска, которые еще остались на складах и, видимо, не закончатся до следующего года.

Пикапы: Россия — не Америка? Почему Haval смог, Mercedes — ошибся, а Peugeot задумался

Немцы предложили множество версий X-Class: были исполнения с задним приводом, тихоходным японским дизелем, коробкой от Nissan Navara и штампованными колесами, а были — дорогущие, с межосевым дифференциалом и силовым агрегатом от «Гелика». Увы, рынок ничего не принял. Вероятно, в США у машины и были шансы стать фан-мобилем, как у того же G-Class или Jeep Wrangler, но на втором в мире рынке машина так и не была представлена

Немецкий пикап оказался не единственной потерей последнего времени. С дистанции сошел еще один среднеразмерный грузовичок — Foton Tunland. Одобрение типа транспортного средства (ОТТС), то есть сертификат, позволяющий продавать машину, кончился на него еще в 2019 году, и в Foton решили не получать новый, хотя для продления жизни можно было бы использовать тот же способ, который китайцы избрали для соплатформенного внедорожника Sauvanna. После окончания срока китайского сертификата сборку Sauvanna наладили на предприятии «Автотортехобслуживание» («дочка» «Автотор Холдинга»), получив ОТТС на российские образцы.

Пикапы: Россия — не Америка? Почему Haval смог, Mercedes — ошибся, а Peugeot задумался

Убыл. Foton Tunland не смог составить конкуренцию ни одному из представленных на российском рынке грузовичков…

Между тем прекрасно себя чувствует новичок прошлого года компактный пикап JAC T6, по крайней мере в относительных показателях, потому как «в абсолюте» продажи его невелики. Тем не менее из 232 машин марки JAC, поставленных на учет в первом полугодии 2020 года, 57 экземпляров приходится именно на него. Напомним, что JAC Т6 выпускают в казахстанском Костанае на предприятии «СарыаркаАвтоПром», однако даже прописка в государстве — члене Евразийского экономического таможенного союза, которая попутно дает возможность беспошлинно ввозить товары из Казахстана, не уберегает представительство JAC от необходимости платить утильсбор в России. Зная о повышении «утиля» с 1 января 2020 года, менеджеры российского представительства JAC мудро забили склады под завязку машинами 2019 года выпуска в прошлом декабре. Именно этими машинами и торгуют дилеры JAC до сих пор — машин 2020 года выпуска в продаже нет.

Пикапы: Россия — не Америка? Почему Haval смог, Mercedes — ошибся, а Peugeot задумался

Многие обозреватели совершенно забывают про этот китайский пикап казахстанской сборки, представленный в России с 2019 года. Дело в том, что JAC не подает данные по продажам в Ассоциацию европейского бизнеса в России, поэтому в раскладках АЕБ пикап T6 отсутствует, а вот в постановках на учет его можно найти, равно как и в дилерских центрах JAC

Кто на новенького?

Есть новичок и в этом году — среднеразмерный Great Wall Wingle 7, который, как ни странно, будет представлен во всех без исключения дилерских центрах Haval, коих уже насчитывается 91, хотя, очевидно, наименьший спрос на него будет в крупных городах. Интересно, что в релизе российского представительства Haval заявлены продажи только дизельной версии с 2,0-литровым мотором GW4D20D, в пару к которой идет 6-ступенчатая «ручка». При этом в сертификате на Great Wall Wingle 7, выданном заявителю, числится еще и бензиновая версия с мотором Mitsubishi 4K22D4M, которая не может буксировать прицеп, оснащенный тормозной системой, — видимо, потому, что он слишком тяжел и тяговых возможностей 2,3-литрового мотора, выдающего 220 Нм, просто не хватит. Мы отправили в российское представительство Haval запрос относительно планов на бензиновую версию, однако получили странный ответ: «Мы не комментируем неофициальную информацию о новых моделях», хотя что может быть официальнее Одобрения типа транспортного средства, выданного Росстандартом…

Great Wall Wingle 7 будут завозить к нам из китайского Баодина (где у Great Wall штаб-квартира) — сборка пикапа в России не предполагается, хотя заявителем на получение ОТТС выступил именно завод «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус», а не представительство «Хавейл Мотор Рус». Остается добавить, что машина будет поступать к нам из Китая по железной дороге, при этом и часть пикапов будут следовать далее в Белоруссию, где у Haval имеется один официальный дилер.

Пикапы: Россия — не Америка? Почему Haval смог, Mercedes — ошибся, а Peugeot задумался

Каким образом китайцы будут удерживать приемлемую цену на пикап Wingle 7 при слабеющем рубле — большая загадка. Очевидно, та партия, которая сейчас идет в Россию из Китая, будет продаваться в основном уже в следующем году со скидками. С одной стороны, это может помочь «застолбить место» на рынке, но как продвигать грузовичок, не оснащенный «автоматом», в дальнейшем?

На что надеются китайцы, выводя на российский рынок импортированный пикап? Вероятно, на «историческую память» нашего потребителя, все-таки предыдущая версия Wingle уже была представлена в России и продавалась относительно неплохо, скажем, в 2014 году она нашла 1110 покупателей, лишь немного уступив Ford Ranger, который разошелся тиражом в 1253 штук. Другое дело, что с тех пор предпочтения покупателей — не только частных, но и корпоративных, прямо скажем, изменились, при этом тот же Wingle 7 не может предложить коробку-«автомат», в то время как сегодня она есть даже у UAZ Пикап. Между тем в представительстве Haval нам сообщили, что до половины спроса ожидают как раз от корпоративных клиентов — и здесь самое время изучить структуру продаж группы лидеров.

Пикапы: Россия — не Америка? Почему Haval смог, Mercedes — ошибся, а Peugeot задумался

Российские военные иногда закупают небольшие партии УАЗов Пикап, но используют этот автомобиль вовсе не как командно-штабную машину. В Сирии в грузовой отсек УАЗа Пикап устанавливают пулемет, таким образом получается современная тачанка

Среди пикапов иностранных марок уже довольно долго первенствует компактный Toyota Hilux. В 2019 году на юрлиц пришлось 58% продаж, в этом году пропорция несколько сместилась в сторону «физиков». На втором месте долгое время и с большим отставанием от Hilux — где-то на 40%, идет опять же компактный пикап Mitsubishi L200. В прошлом году у этого «японца» доля корпоративных продаж составила 67%, а в этом — более 75%. Именно за счет удачных сделок с «фирмачами» L200 в первые восемь месяцев 2020 года практически сохранил свой сбыт, потеряв всего лишь 3%, а за счет того, что главные конкуренты просели, L200 увеличил долю на рынке в сегменте пикапов: 21,4% против 18,2% в прошлом году. При этом та же Toyota Hilux свою долю сократила с 30,8% до 28,0%. Однако больше остальных — и по объему, и по доле — упал отечественный УАЗ Пикап, потеряв аж 30% покупателей и сократив долю с 36,2% до 30,5%, хотя и оставшись лидером по этим показателям.

Пикапы: Россия — не Америка? Почему Haval смог, Mercedes — ошибся, а Peugeot задумался

Fiat Fullback (перелицованный Mitsubishi L200), судя по всему, тоже сошел со сцены российского рынка, просто, по обыкновению, мы об этом еще не знаем. В первом полугодии 2020 года на учет встало всего 44 машины, и те — 2018 года выпуска. Очевидно, решение о выводе машины из России в российском представительстве Fiat приняли еще до последнего повышения утильсбора в начале 2020 года. Дело в том, что в прошлом году на учет в России встало всего… два Fiat Fullback 2019 года выпуска, остальные — экземпляры 2018 и 2017 годов выпуска

А кто же растет? Растут, причем, на первый взгляд, быстрыми темпами, два среднеразмерных пикапа — импортированные Volkswagen Amarok и Isuzu D-Max. Однако причина их успеха кроется в бурных посткарантинных продажах — июль и август для каждой из этих моделей стали лучшими месяцами в году. В этом смысле прогнозировать сбыт обоих грузовичков до конца года проблематично, потому как эпидемиологическая обстановка осложняется и волна спроса на них может схлынуть. Вероятно, именно на показатели VW Amarok и Isuzu D-Max будут ориентироваться менеджеры российского представительства PSA, принимая решение о запуске в России среднеразмерного пикапа Peugeot, который базируется на совместной французско-китайской платформе. Changan уже использовала эту «тележку» для выпуска своего грузовичка F70.

Пикапы: Россия — не Америка? Почему Haval смог, Mercedes — ошибся, а Peugeot задумался

Еще один род грузопассажирских автомобилей, только не с рамой, а с несущим кузовом, одно время был широко распространен в США и в Австралии. Такие «легковые пикапы» здесь называли «ютами», однако со сворачиванием производства Ford и Holden на «Зеленом континетне» эти машины ушли в историю. На фото — Ford Falcon Ute последних лет выпуска с продольным расположением силового агрегата

Между тем осторожность французов понятна: с одной стороны, они хотят развить успех своих коммерческих фургонов линейки К0 (Peugeot Expert/ Citroen Jumpy), с другой стороны, понимают, что этот успех все-таки зиждется исключительно на локальной калужской сборке, которая для пикапа в силу комплекса причин невозможна.

Пикапы: Россия — не Америка? Почему Haval смог, Mercedes — ошибся, а Peugeot задумался

Peugeot Landtrek представили в Китае в начале этого года. Российское представительство PSA пока не приняло решение о запуске этого грузовичка в России

Как ни странно, в такой ситуации на первый план выходит фактор активности среди частников. Дело в том, что российские «фирмачи» не используют пикапы для развоза. Их покупают нефтяники, газовики, лесники — в первую очередь как более дешевую альтернативу внедорожникам. В этом смысле с ними солидарны и физические лица, которые по этим же причинам охотно брали импортированные пикапы до кризиса конца 2014 года, во время которого рубль упал в два раза.

Давайте еще раз вернемся в 2014 год, предшествовавший так называемой «новой экономической реальности». Доля пикапов в продажах всех легковых и легких коммерческих машин тогда составила 0,9%. Спустя некоторое время после обвала рубля последовало и сокращение этой доли, с тех пор уже почти пять лет на грузовички приходится 0,6% российского рынка. По сути это означает, что пикапы адаптировались к новым условиям и, несмотря на колебания продаж отдельных моделей, приход новых игроков и уход прежних, весь сегмент демонстрирует стабильность. Что может поколебать эту стабильность? Только одно — резкое повышение утильсбора, какое мы наблюдали в январе этого года, и ослабление рубля, которое мы видим сейчас. Не будем забывать, что изрядная часть всех пикапов в этом году продается как раз по старым ценам, то есть в них включен утильсбор прошлогоднего, куда меньшего размера.

Между тем есть и положительные моменты. Дело в том, что пикапы — это самые долгоиграющие и самые неустаревающие автомобили, а кроме того, они дольше других служат первому хозяину. Так что ставить крест на этих машинах пока рано, по крайней мере до следующих действий правительства…

Пикапы: Россия — не Америка? Почему Haval смог, Mercedes — ошибся, а Peugeot задумался

Источник