Домой Авто Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

3
0

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Автор: Максим Маркин
Фото автора и из открытых источников
Источник: Дром

Вам нравится этот автомобиль?

Да

201 (85%)

Нет

35 (15%)

Посмотреть результаты

Есть в истории автомобилестроения модели, не выдающиеся технически, да и с заурядной внешностью. И все же оставившие яркий след — пусть, возможно, не в мировом масштабе. Но в рамках одной страны, одного социума. Кто-то вспомнит «Жука», другие назовут «Гадкого утенка» «Де шво». А для России, на мой взгляд, таким автомобилем стала Corolla шестого поколения в кузове E90.

Среди японских моделей было много таких, благодаря которым российский потребитель, еще недавно мечтавший о «барже» и «зубиле», в девяностые открывал для себя новые горизонты. Сложная техническая начинка, самобытные кузова и форматы, разнообразный, подчас весьма необычный салонный опцион. Да тогда все казалось необычным! Скоро появились фанатичные сторонники и противники разных марок, в гаражных спорах отстаивавшие честь своих объектов вожделения. Что лучше — V-образная «шестерка» или рядная? У кого круче интерьер? Кто выглядит эффектнее?

Toyota Corolla не рождала столь бурной реакции. Восторгаться по части экстерьера и техники здесь было особо нечем. Но вскоре после появления она быстро зарекомендовала себя безотказной. Ездила и возила, взваливая на себя не только всю тяжесть эксплуатации, но и стоически вынося пренебрежение в обслуживании.

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Строго говоря, Короллу мы узнали не по представленному здесь поколению. Первые модели с этим именем, появившиеся, кстати, еще в Советском Союзе, относились к генерации E70 конца 70-х. Это были совсем единичные экземпляры, хотя следующее, пятое поколение завозили уже тысячами. Но именно E90 зашла в страну всерьез, массово. Да, ее не почитали, как какой-нибудь Crown. Тем не менее, восхищаясь недоступными технологиями и роскошью, копили «баксы» на свою первую иномарку, которой нередко становилась именно Королла.

А чем E90 стала для Toyota? Вспомним то время. Только что в лице легендарных AE86 отгромыхала ода заднему приводу. Фактически в этом классе его приговорили еще в 1983-м, разработав новую — переднеприводную — платформу и переведя на нее все семейство. «Хачироку» же в рамках этого стал этаким финальным аккордом (в Toyota вряд ли предполагали, что в будущем еще и легендарным). К слову, с учетом финансовой ситуации в Японии, а именно накопления у населения огромных средств, нечто подобное должно было появиться как раз таки в 1987-м. Увы, в компании уже мыслили несколько иными категориями — маркетинговыми. Хотя и не отказывали себе и клиентам в максимально широком модельном ряде. Так, в линейке остались Corolla Levin и Sprinter Trueno — естественно, уже с поперечным расположением силового агрегата.

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Основным на многих рынках, само собой, оставался седан, в Японии по традиции прошлых лет продававшийся в том числе как Sprinter. В США он же выпускался как Geo Prizm, в Австралии — под именем Holden Nova. В Америке, помимо этого, Corolla продавалась и под собственным именем.

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

«Японская» Corolla, Geo Prizm и американская Toyota

Остались в строю трех- и пятидверные хэтчбеки, реализуемые по всему миру и носившие имена: FX в Японии, Compact в Европе, Holden Nova и Toyota Seca — в Австралии.

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

В ходу был позже забытый Тойотой (и многими другими компаниями) лифтбек. Продавался в Штатах (Prizm), Европе (собственно Corolla Liftback) и Японии (Sprinter Trueno). На мой субъективный взгляд, благодаря ребру на фонарях и обширному остеклению сзади — очень эффектный кузов.

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Продолжили вторым поколением выпускать и Sprinter Carib. Не все знают, что существовал его вариант с левым рулем (причем еще в первой генерации), называвшийся Corolla 4WD или Corolla All-Trac.

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Иначе говоря, здесь Toyota не изобрела ничего нового. Corolla Ceres/Sprinter Marino были в будущем (хотя и в этом случае логичнее было перенести дебют «на пораньше», все-таки конец 80-х в Японии — самое «жирное» время). Разрабатывая E90, в компании точно знали, что будет востребовано на рынке. И, очевидно, поэтому предложили клиентам еще один кузов — универсал. Правда, он тоже не был новинкой, в модельном ряду Toyota существовал еще с 60-х. На E80 о нем забыли, сконцентрировавшись на разделении платформ. И вот — вернули. Опять же по традиции он вышел в двух ипостасях — хорошо упакованный Wagon и утилитарный Van.

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Наверное, непривычно в разгар экономического бума было видеть модификацию, лишенную всяких, даже самых простых атрибутов комфорта. Впрочем, даже в Японии того времени ведь никто не отменял рабочих специальностей и людей, не умевших играть на бирже. У нас на тесте, несмотря на весь его внешний лоск, именно «грузовик».

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Кстати, непритязательный и кажущийся кому-то безликим дизайн основных моделей семейства имел, несомненно, одно положительное качество. Кузова E80 были словно составлены из кубиков. А E90 — как будто девушка, входящая в период созревания, округлилась формами, сгладила грани. В этом смысле можно считать, что произошла стилистическая революция.

Далеко не эволюционными нужно назвать и изменения в силовых агрегатах. Линейки остались прежними, однако наметился переход на двухвальные 16-клапанные моторы и увеличение рабочего объема. Базовыми, разумеется, были сохранены карбюраторные SOHC-двигатели. Но, скажем, ряд 1,3-литровых установок заменили на новый 1400-кубовый 6A-FC. 4A-GE, появившийся на предыдущем поколении, модернизировали, слегка прибавив мощности. Кроме того, появилась его версия GZE с приводным нагнетателем — прерогатива Levin и Trueno. Если «атмосфера» развивала 120 сил, то этот уже 145.

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Главным достижением E90 будем считать дебют 1,8-литрового 7A-FE, который в 1990 году начали устанавливать на австралийские Короллы. Да, этот двигатель, знакомый нам по более свежим моделям, имеет долгую историю. Помимо него в дополнение к дизелю 1C появился 2,0-литровый 2C.

Определенный регресс наметился только по части трансмиссии. Ладно, в строю остался 3-ступенчатый «автомат». Этот реликт потом дожил до 2000-х годов. Но специально для Van, а также африканского рынка, где модель продавалась под именами Carri, Conquest, Tazz, и механической коробке обрезали передачу, сделав ее 4-ступенчатой. Зато та Corolla стала первенцем в освоении легкового полного привода. И пусть организация подвода момента к задним колесам не обошлась без использования цельного моста, сама система 4WD была серьезной. Включала раздаточную коробку с межосевым дифференциалом, блокируемым гидромуфтой.

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

С точки зрения салонного оснащения какого-то прорыва не произошло. Разве что управление «климатом» в богатых комплектациях отныне стало частично кнопочным. На японском рынке предлагалось «ж/к табло», но таковое существовало и на прежней Королле. Так что основной заслугой E90 нужно считать то, что из «плоскопараллельной» передняя панель, подобно экстерьеру, превратилась в округлую.

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Быть может, плюс еще в том, что к концу 80-х в Toyota завершили эксперименты с размещением органов управления в неожиданных местах. Не всегда это было неудобно, но, по крайней мере, в таком виде эргономика максимально близка к современным о ней представлениям. В нашем, правда, случае с поправкой на то, что из дополнительного оборудования здесь лишь отопитель. А из опциона — кондиционер. Воды нет, полезных ископаемых нет… Ну, вы поняли 😊.

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Обшитый дерматином плоский диван похож на приподъездную лавочку. В багажнике, понятное дело, никаких вариантов трансформации.

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

В качестве задней подвески — балочка на рессорах. Гидроусилитель отсутствует.

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Под капотом — 1,5-литровый 3E, который в рамках Corolla E90 устанавливался только на Van. На младших моделях Tercel и Corsa конца 80-х использовалась его впрысковая и турбированная модификация, развивавшая 115 л.с. Но это не наш случай: один вал, карбюратор и 79 «лошадок». Сейчас как помчимся, налегая на штурвал…

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Оставим иронию. «Планета Шелезяка» в отдельно взятом автомобильном салоне еще не повод упрекнуть создателей машины в том, что они не работали над настройками и в принципе не стремились выдать качественный продукт. В свое время Probox удивил именно тем, что за чисто рабочей направленностью, оказывается, скрывается бойкий характер. Его прадедушка тоже может зажечь. Двигатель охотно крутится, а длиннющие передачи (пятой нет!) не заставляют в момент разгона лихорадочно дергать рычаг. Ходы его, кстати, тоже длинноваты, однако сами включения четкие, сочные.

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Дуэт двигателя и трансмиссии вообще способен творить чудеса. Длинноходный мотор позволяет трогаться со второй, на третьей — в пешеходном режиме переползать «лежачих полицейских». А механическая коробка сродни «автомату» — в городе 90% времени можно использовать одну передачу. Конечно, на трассе пятой не хватает, ну так не для межгорода создавали Короллу.

Усилие на руле адекватное. Наверняка, пересев с «Жигулей», многие не замечали отсутствие важного органа — гидроусилителя руля. Как не обращали внимания и на наличие в задней подвеске рессор. Упругие элементы явно рассчитаны не на тонну поклажи. С небольшой загрузкой и двумя пассажирами универсал довольно мягко отрабатывает все неровности. И в общем, несмотря на «пустую» комплектацию, представляется достаточно цельным автомобилем. Пожалуй, это тот случай, когда различные мультимедиа и прочая электроника не мешают оценить базовые, так сказать, фундаментальные качества.

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Для своего 30-летнего в среднем возраста E90 все еще остается актуальной при покупке-продаже — выбор широчайший. На Дроме сейчас 600 таких предложений в ценовом диапазоне 40 000–180 000 рублей. Есть предложения и по соплатформенным моделям — Carib, Levin, Trueno. Ожидать хорошего состояния наивно. Тем не менее изредка попадаются неплохо сохранившиеся экземпляры. Безусловно, сравнение с различными Crown и прочими моделями на пару сегментов выше здесь неуместно. Все-таки даже богато упакованные Короллы со временем превращались в «первый в жизни автомобиль» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Хорошо уже то, что не сгнили, не сгинули, как многие одноклассники той эпохи. В этом отношении показателен пример с «нашим» универсалом. Был выкуплен за копейки, после чего прошел полный курс реабилитации с ремонтом двигателя, антикором, проклейкой виброизоляцией и покраской. Подобное внимание к представителю самого массового класса — нечто из ряда вон.

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

За границей так не считают. И в Японии, и в Европе со Штатами E90 не только популярный янгтаймер, но и объект для тюнинга.

Фотобонус: Toyota Corolla EE98

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Фотобонус: Toyota Corolla E90

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Народное ретро. Toyota Corolla EE98 1989 года. Планета Шелезяка, или Очарование простоты

Источник