Домой Авто Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность

20
0

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность0

Автор: Сергей Цыганов
Фото автора
Источник: ДромВ Москве на ВДНХ в тестовом режиме заработал музей ГОНа — Гаража особого назначения. Подразделения ФСО (Федеральной Службы Охраны), обслуживающего первых лиц страны. И которое при СССР было частью 9-го Управления КГБ.

Тестовый режим — это условность, говорящая только о том, что не все еще пуговицы на выставочных мундирах отдраены до зеркального блеска; на самом деле музей работает полноценно и экспозиция не производит впечатления незавершенной. Да, она будет пополняться, но это растянутый во времени процесс, на годы.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность1

Принято отсчитывать историю ГОНа от собственного Его Императорского Величества (Николая Второго) гаража, начало которому положил купленный в 1906 году князем Владимиром Орловым трипль-фаэтон Delaunay-Belleville С4 40/45 CV.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность2

Delaunay-Belleville С4 40/45 CV. Фото из книги «Автомобили первых лиц 1906–2018»

И хотя сам гараж официальный статус получил только годом позже, именно в начале 1906 года в Красном селе под Петербургом младший брат Государя великий князь Михаил Александрович впервые прокатил царскую семью на французском фаэтоне. Делом императорской автомобилизации занялся все тот же Орлов, который вместе с министром императорского двора бароном Владимиром Фредериксом организовали не только хранение и обслуживание автомобилей, но и даже первую в России автошколу — Императорскую школу шоферов.

На выставке ГОНа, если быстренько миновать (потом вернемся!) заглавные монументальные «членовозы» и войти в действительно исторический зал, можно увидеть — не трите глаза! — настоящий Delaunay-Belleville. Разумеется, не тот, что возил Николая II, тот был черным, а этот красный, к тому же с индексом 24 CV, а не 45 CV (хотя различия между ними минимальны). Но это оригинальный автомобиль, не реплика, он специально куплен для этой выставки.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность3

Delaunay-Belleville 24 CV с двигателем — по документам — 45 л.с. и забавным VIN: 4979. 1906–1908 гг. вып. (шасси и кузов). С доставкой и растаможкой эта машина стоила меньше, чем просят в Москве за обычный ЗиС-110!

Изначально эта машина «жила» в Испании и у нее испанский кузов, построенный по конкретному заказу на французском шасси. Почти все сохранившиеся до сей поры Delaunay-Belleville — в значительной степени новоделы, кузова обновляют, разрушающиеся части заменяют новыми… Но именно этот экземпляр все еще может похвастать «родным» кузовом. Машина на ходу, до 1978 года она участвовала в испанских ретропробегах и выставках. Потом ее продали в Англию, откуда машину выкупил коллекционер из Вильнюса Альфредас Эйтутис. Из Литвы Делоне и приехал в Москву. У нас есть возможность посмотреть, как выглядела эта машина в частном музее Эйтутиса.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность4Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность5Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность6Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность7Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность8Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность9Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность10Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность11Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность12

Delaunay-Belleville 24 CV в частной коллекции Эйтутиса. Фото предоставлены Владимиром Киреевым

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность13

Delaunay-Belleville 24 CV перед отправкой из Вильнюса в Москву

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность14

Delaunay-Belleville 24 CV

В императорском гараже были и другие модели этой французской марки, в частности 70-сильный Delaunay-Belleville 70HP, иначе именуемый SMT (что не совсем верно, как показал автоисторик Иван Баранцев).

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность15

Одна из самых известных фотографий николаевского Delaunay-Belleville 70HP, сделанная в 1908 году у входа в Михайловский Манеж. За рулем — Адольф Кегресс, тот самый прапорщик, что прославится впоследствии изобретением гусеничного привода, который можно устанавливать на колесные автомобили

Но «семидесяток» в живых не осталось ни одной, по крайней мере, профессионалам такие машины неизвестны. Других оригинальных Delaunay разных моделей в России сейчас пять.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность16

Возле каждого автомобиля в музее имеется сенсорный экран с информацией о характеристиках и происхождении представленных машин. Видно, что некоторые упомянуты «на перспективу», причем перспективы оказаться в музее ГОНа у них стопроцентно нет, если, конечно, не брать в расчет новоделы

Mercedes 45 PS 1906 года выпуска для Николая II купили сразу после подаренного Орловым Delaunay, «дабы не пользоваться избыточно благожелательностью графа». Мерседесов привезли сразу четыре (по другим данным — пять) и уже для них построили два гаражных здания — в Красном селе и Петергофе.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность17

Mercedes 45 PS 1906 года

Знаете, где нашли этот экземпляр? Прямо в заводском музее Mercedes-Benz в Штутгарте! Так удачно сложилось, что в немецком концерне работает одна наша соотечественница, которая и поспособствовала годичной аренде ГОНом этого исторического автомобиля.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность18Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность19

Mercedes 45 PS 1906 года

Мерседесы 45 PS и 38/70 служили Николаю II верой и правдой до начала Первой мировой войны, а потом было высочайше решено: «немцам веры нет». И Государю остались английские и французские автомобили, в коих недостатка не было: к моменту февральской революции царский гараж насчитывал 56 машин таких марок, как Delaunay-Belleville, Renault, Peugeot, Rolls-Royce, Turcat-Mery, Vauxhall, Вгаsier. В их числе был и маленький Bebe-Peugeot цесаревича Алексея. «Бэби» не сохранился: в 1942 году в машину попала бомба.

Послереволюционный период ГОНа рациональнее было бы начать с ленинского Rolls-Royce, переделанного по методу Кегресса в полугусеничный вездеход (заметим: реквизированные большевиками остатки императорского гаража довольно быстро поломались, а некоторые машины попросту угнали, как Renault 40CV). Этот автомобиль сохранился в музейном комплексе в Горках, и даже странно, что всесильная ФСО не привезла Rolls-Royce на ВДНХ.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность20

Rolls-Royce-Кегресс 1922 (по иным источникам — 1914) года выпуска, возивший Владимира Ленина, при жизни Ильича был исключительно колесным. Как объясняет историк Дмитрий Федоров, в Кегресс его переделали в конце 20-х в самом ГОНе, когда потребовалась замена Кегрессам–Паккардам. Вот те реально были ленинские

За ленинскую машину «отдувается» другой Rolls-Royce, тоже модели 40/50, но уже более поздний, взятый напрокат из одной частной коллекции. Комиссары в не шибко пыльных шлемах любили эту марку и к 1925 году приобрели в кремлевский гараж девять новых английских «лимузинов», это не считая шести десятков подержанных Роллсов. И дальше покупали бы, но англичане в 1927 году разорвали с СССР всякие отношения, и торговые, и дипломатические. Хотя, по некоторым сведениям, закупки Rolls-Royce окольными путями продолжались до 1935 года.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность21

Rolls-Royce 40/50 не был передовым автомобилем своего времени, он брал комфортом, а не характеристиками. Шестицилиндровый двигатель объемом 7,5 литра развивал 75 л.с. и разгонял тяжелое (более 2000 кг) «торпедо» до 125 км/ч. Именно эти параметры приведены в сопровождающих материалах

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность22Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность23Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность24

Вот где-то в этом времени и надо искать реальное начало ГОНа. Может быть, с конца 1917 года, когда официально была образована Автобаза Совнаркома. Может быть, с 1918 года, когда руководство Страны Советов переехало в Москву, а гараж, соответственно, в Кремль. Или, вероятнее всего, с приказа № 13 по Управлению делами СНК РСФСР от 31 декабря 1920 года, согласно которому гараж Председателя Совнаркома превращался в самостоятельное подразделение Управделами Совнаркома. Тогда гараж состоял из пяти автомобилей, пяти водителей и одного слесаря. Ах, да, еще были три помощника и кладовщик.

Соответственно, ГОНУ исполнилось 100 лет: официально его история отсчитывается от 1 января 1921 года.

Название «Гараж особого назначения Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны СССР» (ГОН) появилось сразу после смерти Владимира Ленина, когда автомобилями стали пользоваться члены Политбюро ЦК ВКП(б).

И начинается долгий период ГОНовской истории, который можно назвать сталинским. Иосиф Сталин поначалу передвигался на относительно простеньком Vauxhall, перешедшем к Народному Комиссару по делам национальностей (так именовалась первая официальная должность Иосифа Джугашвили в советском правительстве) от матери Николая II, Марии Федоровны. Но в Гражданскую Сталин получил в недолгое распоряжение роскошный 12-цилиндровый Packard Twin Six. И, по общепринятому мнению, навсегда влюбился в эту американскую марку! Packard станет прообразом некоторых легковых ЗиСов, эстетическим и техническим ориентиром для зарождающегося советского автопрома. Первые броневики для советских вождей тоже были 12-цилиндровыми Паккардами, только уже более современной по состоянию на 1936 год модели Twelve: 14 машин скрытого бронирования на шасси 1408 и 1508 специально заказали в Америке. По разным публикациям ходит апокрифическая байка, что один длиннобазный бронированный Twelve Сталину подарил лично Рузвельт, в 1935 году, машина была белой, но в Москве ее быстренько перекрасили в наркомовский черный. Но это не более чем легенда.

Некоторые историки говорят, что и любовь Сталина к Packard — тоже миф. Согласно документам и фото, вплоть до закупки бронированных Паккардов он в основном ездил на Роллсах. Выбор Паккарда как основной машины это не любовь вождя, а результат накопленного опыта эксплуатации американской техники. Ее стали использовать в конце 20-х из-за постоянных проблем с Британией и, соответственно, закупками машин и запчастей.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность25

Packard Twelve, модель 1508, 1937 год. Шесть мест, 12 цилиндров/7,75 литра, 180 л.с., 4710 кг снаряженной массы. Толщина брони — 6–6,35 мм, толщина стекол — 6,6 мм

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность26

Packard Twelve, модель 1508, 1937 год

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность27

На фото — одна из вышеупомянутых 14 машин. Она действительно возила вождя, попав после его смерти в музей подарков Сталину. Дальнейшая история автомобиля хорошо задокументирована: возвращение в ГОН, в 1968 году передача на «Мосфильм», где Юрий Озеров снимал эпический фильм «Освобождение». В фильме Packard Twelve аутентично возит актера Бухути Закариадзе, игравшего Сталина. И после окончания съемок машина остается на киностудии.

В 1989 по ходатайству Льва Шугурова и банкира Александра Петрова (владельца «Профбанка», большого любителя представительских ЗиЛов) машину передали чемпиону мира по стрельбе Юрию Алехину, у которого уже было несколько Паккардов.

В сентябре 1997 Паккард переходит в коллекцию Михаила Де Буара, самого известного собирателя икон в стране. После смерти которого попадает к Руслану Тарпану, «теневому хозяину» Одессы, как его называют СМИ. Потом около 15 лет машину реставрировал Вячеслав Лен. Но принадлежит Паккард по-прежнему Тарпану, и на выставке он — почетный временный гость.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность28

ЗиС-101

Белоснежный ЗиС-101 никогда в ГОНе не работал, это машина из заводской коллекции, выкупленная Кириллом Молодцовым и долгое время стоявшая в холле высотного здания заводоуправления.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность29Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность30Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность31

Равно как и находящийся неподалеку бронированный ЗиС-115.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность32

ЗиС-115, бронированный вариант ЗиС-110. Снаряженная масса — 4170 кг, вес бронекорпуса — 930 кг, а стекол — 300 кг. 6,0-литровый мотор мощностью 141 л.с. разгонял броневик до 130 км/ч. Возила ли эта конкретная машина Сталина — не совсем понятно, но то, что Иосиф Виссарионович после Паккарда пользовался ЗиС-115 — факт

Небронированный его вариант, оригинальный ЗиС-110, тоже есть, это машина ГОНа, которую купили специально для этого музея.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность33Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность34

ЗиС-110 из заводской коллекции, «приватизированной» Молодцовым

Большие машины «разбавлены» маленькими, совсем маленькими: для моделек отведен небольшой зал плюс масштабные копии щедро «разбросаны» под стеклянными накладками подиумов.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность35

Большинство моделек — из коллекции Владимира Макарова, человека, который и придумал этот музей. Бывший начальник ГОНа, а потом и транспортного управления ФСО России, сейчас он руководит всем хозяйственным обеспечением ФСО.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность36Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность37Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность38

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность39

ЛуАЗ — один из немногих советских автомобилей, который никогда не служил в ГОНе. Но это не мешает выставить его модельку, правда?

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность40

Кабриолет (точнее, фаэтон) ЗиС-110Б — тоже из коллекции Руслана Тарпана, самого крупного собирателя ЗиСов и ЗиЛов в мире (у него около сотни представительских машин московского завода)

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность41Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность42

На стены спроецированы изображения условного гаража ФСО с очень советскими напутствиями водителям

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность43Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность44

ЗиЛ-111А выпускался с 1958 года. Мотор 6,0 л/200 л.с. Эта машина отыскалась в Алма-Ате, на «Казахфильме», откуда ее привез Вячеслав Лен. Сейчас этим ЗиЛом владеет Руслан Тарпан

Мотоцикл рядом — один из восстановленных К-750 Киевского мотоциклетного завода.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность45

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность46Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность47

Мотоциклетная тема представлена скромно и вразброс. Большинство мотоциклов возвращены к жизни в Риге, самым серьезным на сегодняшний день специалистом по теме мотоэскорта Алексеем Поповым. Его мастерская «Мото-Феникс» — крупнейшая в Европе, там реставрировано уже больше 600 мотоциклов. Жаль, на выставке нет никаких пояснений, где какой М-72, «Днепр» или «Эскорт» и чем они друг от друга отличаются. Но мы знаем, где посмотреть

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность48

BMW R1150RT, переделанный под коляску специалистами немецкой фирмы Troika. Эта фирма сделала для ГОНа 25 мотоколясок

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность49

Интересно, что отдельная служба мотоциклетного эскорта имеется только в России и Китае, в других странах для мотоциклетного сопровождения привлекают полицейских. Впрочем, как говорил однажды автору Александр Горчаков (бывший главный конструктор легковых ЗиЛов), и «серийное производство «членовозов» — удел тоталитарных государств. Автомобили иных президентов и глав правительств переделываются из обычных гражданских, порой радикально. Но это не поточное производство, это единичные экземпляры. Только Китай и СССР могли позволить себе такую роскошь, как автомобили для власти».

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность50

Соседствуют с экспонатами и изобразительные полотна, удивительным образом не имеющие никакого отношения к ГОНу. Это просто картины художницы Дарии Захаровой, причем на большинстве полотен висят ценники. Рациональный подход.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность51Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность52Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность53Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность54Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность55Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность56

Картины Дарии Захаровой можно купить. А можно и не покупать

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность57

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность58

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность59

Фаэтон ЗиЛ-111Д. Последний в мире серийный семиместный кабриолет с перегородкой в салоне. Кабриолет-лимузин — тип кузова, который даже у специалистов считается несуществующим. Таких машин сделали всего полтора десятка. Этот отлично отреставрированный экземпляр принадлежит Руслану Тарпану. Долгое время машина «жила» на ЗиЛе, но в 1996 году ее за $48 000 выкупил ранее упоминавшийся Михаил Де Буар. Который вскоре умер…

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность60

Один из первых экземпляров ЗиЛ-114. В свое время его нашли в Германии, но в музей ГОНа его выкупили у Дмитрия Октябрьского

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность61

ЗиЛ-117 1976 года. На нем некоторое время ездили директора завода. ЗиЛ-117 тоже стоял в холле заводоуправления и тоже достался Кириллу Молодцову. Машина изумительной сохранности

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность62Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность63Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность64

Всяких деталек для представительских машин сохранилось изрядно. Пока организаторы выставки показали только малую часть коллекционных запасников, не исключено, что попозже их будут продавать, как картины Захаровой

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность65

Совершенно новая комбинация приборов «Чайки» ГАЗ-13

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность66Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность67

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность68Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность69Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность70

Литература тоже имеется, но ее не полистать: все под стеклом

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность71

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность72

ЗиЛ-41045 1986 года выпуска. На сопровождающей табличке написано, что эта машина в 1983–1984 (sic!) годах была «персоналкой» Юрия Андропова, потом перешла к Константину Черненко, а после, разумеется, к Михаилу Горбачеву. Все понятно, все по делу))

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность73

Этой инсталляцией в отдельном зале воспроизведен более-менее реальный кортеж, каким он был лет тридцать тому назад, в эпоху «позднего Горбачева». Ну или «раннего Ельцина», кому как приятнее.

Сзади — ЗиЛ-41072 «Скорпион», автомобиль наружной охраны.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность74Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность75Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность76

ЗиЛ-41072 «Скорпион»

«Скорпионов» было три «серии»: первые две машины построили на базе ЗиЛ-41045, следующие три конвертировали из ЗиЛ-41047 с жесткими салонами, и последние три — тоже из 41047, но уже обычных, с мягкими салонами. «Скорпионов» выдают наружные подножки и поручни, заходящие на крышу, сдвижной люк. Справа от заднего сиденья там есть рычаг, приводящий в действие… заднее стекло! Да, оно опускное, точнее, падающее под собственным весом. Такой же механизм активирует падение стекол в дверях, чтобы охранникам стрелялось беспрепятственно.

Средняя машина — бронированный ЗиЛ-41051, его статус выдают шторки на окнах и характерная окантовка боковых стекол.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность77Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность78

ЗиЛ-41051

Этот броневик выкуплен с ЗиЛа тем же Кириллом Молодцовым и сейчас принадлежит ему. На заводе, кстати, представительский 41051 использовали как инкассаторский. Таких машин построили всего десять, сохранилось шесть: две сейчас на Кубе (подарки Фиделю Кастро), две в Казахстане, в семье Назарбаева, две остались в России, у Тарпана (нереставрированная) и у Молодцова.

И головной автомобиль — ЗиЛ-41045.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность79

ЗиЛ-41045 в окружении мотоциклов BMW K75RT

Он мог нести разные функции, в том числе и те, про которые мы знать не должны. В каком автомобиле кортежа находится спецсвязь, а в каком — «особо охраняемое лицо», тоже не всегда очевидно. При Брежневе, например, кортежи сопровождали один-два универсала, один из которых вез бригаду реаниматологов.

Мотоциклы в этой инсталляции — трехцилиндровые 75-сильные BMW K75RT, производившиеся в 1989–1996 годах. Говорят, что эта модель оказалась более выносливой, чем 90-сильная четырехцилиндровая K100RT: по требованиям ГОНа мотоцикл должен долгое время выдерживать постоянную скорость 120 км/ч.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность80

Здесь же, в зале «Кортеж», собрали изрядное количество всяких вещей, составлявших либо быт ГОНа, либо элементы его славы. Некоторые настолько неоднозначны, что даже сомнительны.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность81

Эмблема ГОНа стилизована под капотную эмблему ЗиСа

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность82Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность83Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность84Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность85Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность86Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность87

Официоз и государственность неизбежны в деле охраны первых лиц. Холодный фарфор (вряд ли такими столовыми приборами кто-то захочет пользоваться по прямому назначению!), вымпелы к праздникам и неизбежный президент в обилии фотографий

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность88Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность89

Средства связи — рабочий инструмент ФСО

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность90Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность91

А этого могло и не быть на выставке. Да, история, но конкретные ее воплощения в виде комплиментарных бюстиков тирану — некоторая безвкусица и перебор. Но раз продается, значит, увы, есть спрос

Ну и закончим с ЗиЛами:

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность92Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность93Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность94

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность95

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность96

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность97

Оформление главного исторического зала торжественно-лубочное, с любовно воспроизведенной советской символикой, с подчеркиваемой тождественностью СССР и современной России. Ну что ж, они так видят…

Теперь машины попроще. В ГОНе и — шире — в КГБ «служили» почти все марки и модели советских автомобилей, за исключением, может быть, «Запорожцев» и ЛуАЗов. Чаще всего это были модифицированные версии, так называемые «догонялки». Более мощные двигатели ставили на «Жигули», «Самары», «Волги» и даже «Москвичи». И если вазовские машины с роторно-поршневыми двигателями (РПД) совсем не уникальны, то «сорок первых» «Москвичей» с РПД построили всего шесть.

На выставке нет ни «догонялок», ни каких-либо других спецверсий «гражданских» моделей. Просто привезли некоторые известные машины в хорошем и исторически правильном состоянии. Мечты начинающего коллекционера.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность98

ЗиМ ГАЗ-12

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность99

ГАЗ-М20 «Победа»

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность100

ГАЗ-13 «Чайка»

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность101

ГАЗ-21 «Волга»

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность102

ГАЗ-14 «Чайка»

«Юностей» на выставке ровно полторы. Одна нормальная, купленная в ГОН несколько лет назад, когда о музее еще не говорили.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность103

Микроавтобус ЗиЛ-3207 «Юность». Это второе поколение «Юности», выпускавшееся с 1991 по 1998 год

Строго говоря, производство прекратили еще в 1995-м, но оставалось три кузова разной степени готовности. И в 1998 году на заводе собрали еще одну машину. А остатки двух других кузовов долго пылились в шестом цехе ЗиЛа. И вот из них-то в итоге и сделали кадаврика с формами «Юности»: кинотеатр на колесах. Это не автомобиль, это муляж, там от «Юности» только оболочка. Да и как зал для просмотра кино ЗиЛ-3207 оказался не слишком удобен, мягко говоря. Но прикольно.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность104Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность105

Условно-передвижной кинотеатр на базе «Юности» второго поколения

Впрочем, есть еще один намек на зиловский микроавтобус, в буфете:

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность106

Полноприводная «двадцать четвертая» «Волга»? Да, была такая. Эксклюзив, разработанный специально для «дорогого Леонида Ильича». В заводских проектах «Волги» никогда не задумывались в версиях 4х4, последним легковым полноприводником ГАЗа была «Победа» (ГАЗ М-72). У Горьковского автозавода не имелось современных элементов полноприводной трансмиссии, поэтому при создании «Волги» 4х4 (ГАЗ-24-95) использовали ходовую часть от сильно устаревшего ГАЗ-69, который тогда выпускался в Ульяновске. С полностью рессорными подвесками, мостами, но без рамы.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность107

ГАЗ-24-95 «Волга» (4х4)

В 1973–1974 годах собрали пять таких машин, одну отправили в брежневское хозяйство в Завидово, другие остались в Горьком, их примеряли на себя милиция и военные. Сейчас в «живых» осталось две с половиной «Волги» 24-95, и наиболее аутентична именно эта, «гоновская». На другом экземпляре, который находится в Нижнем, несколько раз меняли кузовные панели, устанавливая детали и фурнитуру от более поздней 24-10. И рассказывают про еще один некомплектный автомобиль, но адрес его неизвестен широкой публике.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность108Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность109

ГАЗ-24-95 «Волга» (4х4)

Машина, кстати, получилась так себе: даже комфортный кузов «Волги» не сильно облагораживал «козлиное» шасси.

Но Леонид Ильич хотя бы отечественной машиной для охоты пользовался. А вот наследники его любили перемещать свои властные задницы с большим комфортом. И про это тоже есть в музее.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность110

Mercedes-Benz G-class, любимый внедорожник ФСО. Это его «охотничья» версия, если можно так сказать, с лебедкой и дополнительными лесными фарами

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность111Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность112Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность113

Стенд и оформлен соответствующим образом: ружье, патроны, бревнышки для костерка…

Ну, ладно, кортежи там, машины сопровождения… Но почему автомобили, которые за средства налогоплательщиков власть использует для ублажения самой себя, должны выставляться в музее? Мы действительно готовы сакрализировать все, к чему прикасаются эти люди?

Гелендвагены, кстати, имеются и в кортежной ипостаси.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность114Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность115Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность116

Равно как и Пульманы — переходная стадия от ЗиЛов к Аурусам.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность117Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность118Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность119

В 1996 году Борис Ельцин пересел на Mercedes-Benz S600 Pullman Guard в кузове W140, но выставочная машина более поздняя, 2000 года выпуска. В 2004-м у Владимира Путина появился бронированный Pullman в кузове W220. Ну а с 2009 года Дмитрий Медведев и Владимир Путин перемещались на броневике в кузове W221. Представленная машина — 2013 года выпуска

И последнее поколение «членовозов» — Аурусы на платформе ЕМП. Посетителей встречает деревянный лимузин:

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность120

Потом макет в стиле ЗиС-110, с которого в НАМИ началась работа над проектом:

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность121

Первый макет «Проекта Кортеж» (за эту фотографию спасибо Дмитрию Федорову)

Не забыты и альтернативные предложения — вроде дизайна от разработчиков «Маруси»:

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность122

Один из макетов «Проекта Кортеж», созданный в Marussia Motors

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность123Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность124Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность125

Аурусы представлены как лимузином, так и парадным кабриолетом

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность126Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность127

ЕМП (Единая Модульная Платформа) — гибридное шасси автомобилей Аурус

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность128Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность129Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность130

Выставили даже некоторые компоненты Aurus — электромашину, раздаточную коробку…

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность131

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность132Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность133

А вот как работает экспонат «Аэродинамика», не совсем понятно

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность134

И совсем непонятно, что делает на ГОНовской выставке кустарно-студенческий родстер «Крым»

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность135Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность136Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность137

Уголок, имитирующий шестой цех ЗиЛа, в котором и собирали легковые автомобили. Собирали вручную, выстукивая кузовные детали по деревянным формам

Подводя итог: музей ГОНа вышел добротным; как минимум в нем не чувствуется стесненности в средствах. Но те его части, что повествуют о «трудности и опасности службы» — холодны, даже безжизненны. Глаза посетителей загораются только при входе в исторический зал.

К сожалению, автомобильная коллекция весьма неполна, тут могли бы быть и разные спецмашины, и медицинские ЗиЛы, и универсалы спецсвязи. Даже на 25-й Олдтаймер-галерее 2016 года, посвященной 95-летию ГОНа, присутствовали машины, не представленные на ВДНХ. Но коллекцию обещают дополнять, а частные автомобили со временем заместятся специально приобретенными. Неплохо бы еще на мотоциклы обратить внимание, их тут явно меньше, чем создали для кортежей.

Интересно, что информационное обеспечение (тексты на экранах-путеводителях) музея готовили едва ли не лучшие в этом деле автожурналисты-историки — Дмитрий Федоров и Дмитрий Дашко. А историю ГОНа и биографии первых лиц описывал Карен Газарян. Но информационные материалы не слишком удобны в пользовании и порой трудно найти сведения про конкретный экспонат. Про некоторые машины информации и вовсе нет.

А вот с величием все в порядке.

Через край хлещет.

Музей ГОНа: глянец, лубок, государственность138

Источник