Домой Авто «Москвич»-2137: вариация модернизации

«Москвич»-2137: вариация модернизации

1
0

«Москвич»-2137: вариация модернизации

Автор: Вячеслав Залевский
Фото автора
Источник: Дром

Вам нравится этот автомобиль?

Да

23 (72%)

Нет

9 (28%)

Посмотреть результаты

Владелец кредитного Соляриса никогда не поймет автомобильного геронтофила. Один гордо вкладывает несколько зарплат в каско. А другой — купил, поиграл, продал — романтика. И доступная. Иногда вложения в ретротехнику даже реально отбить.

Серьезно. Этот белый универсал 1976 года выпуска был куплен за 60 000 рублей, взамен «Запорожца». Последний нашел нового владельца за рекордные четыре дня и ушел за 50 тысяч. Примерно столько в него и было вложено за время восстановления. Идеальная схема, если хочется поиграть в реставратора. Главное — найти свой первый проект за «спасибо» (точнее, за символические пять тысяч), как это было с «Запорожцем», о котором мы рассказывали.

«Москвич»-2137: вариация модернизации

Внешне редкий тогда и особенно сейчас универсал «Москвич»-2137 строг и подтянут. По моде 70-х стало меньше хрома. Впервые использованные АЗЛК ручки утопленного типа сделали силуэт чище и современнее. Но следы былого щегольства еще при нем. Сияет хромированный кант на решетке радиатора. Высятся «акульи плавники» задних фонарей.

«Москвич»-2137: вариация модернизации

Но при прочих равных седан вышел наряднее и кое в чем функциональнее универсала. Сараю не положены «погоны» (как называли габаритные фонари на задних стойках). У него нет черных вентиляционных решеток на задних крыльях. Гордости седана, горловины бензобака по центру заднего бампера, чтобы подъезжать в колонке с любой стороны, и той универсал лишили. Таким нарядным 37-й был с начала выпуска в 1976 году и до 1982-го, а затем очередное обновление как ветром сдуло хромированные бамперы, форточки, клыки и прочие отголоски эпохи шестидесятых.

«Москвич»-2137: вариация модернизации

За маленькой дверцей, что закрывается с приятным металлическим щелчком, скрывается целиком новый салон. Передняя панель со встроенными по краям плафонами подсветки полна удобств. Над бардачком есть широкая полочка, а за рычагом КПП удобный лоток, как раз для смартфона. Пускай такой дизайн интерьера одобряли далеко не все даже на АЗЛК, считая высокую переднюю панель излишне громоздкой. Зато по уровню эргономики и комфорта этот универсал 1976 года рождения не уступает иным иномаркам тех лет, не говоря уж о «Жигулях».

«Москвич»-2137: вариация модернизации

Взять хотя бы инструментарий. Круглые циферблаты панели приборов, с отдельной клавишей подсветки, отлично читаются и полны информации. Помимо спидометра здесь есть амперметр, указатели давления масла и температуры охлаждающей жидкости. Жаль, не хватило места для тахометра. Зато есть «аварийка» — собственной разработки АЗЛК, первая в СССР. Прорезь над радиоприемником — под индикатор непристегнутых ремней безопасности, что ставился на экспортные версии. В некоторых комплектациях был двухступенчатый электрообогрев заднего стекла, который в этот конкретный универсал не установили.

«Москвич»-2137: вариация модернизации

Передние сиденья — гордость АЗЛК. Тут не просто новая обивка (на выбор — черная, коричневая, синяя и красная) и массивные, регулируемые по высоте, подголовники. Главный конструктор завода Александр Андронов инициировал целый цикл испытаний, чтобы выяснить, как форма сидений влияет на утомляемость водителя и пассажиров. Привлекли медиков, изготовили несколько видов кресел, закупили образцы с иномарок.

«Москвич»-2137: вариация модернизации

И не зря! У водительского кресла достаточный диапазон продольной регулировки и грамотно подобранные ступени смены угла наклона спинки. Плюс удачно расположенный, строго перед водителем, руль и удобно скомпонованный педальный узел. Посадка получше, чем в иных современных бюджетниках. На втором ряду в том числе. Тут достаточно места для ног и головы, высота подушки и угол наклона спинки подобраны оптимально. Но выступающие арки задних колес съедают изрядную долю пространства, поэтому третий, если речь не о короткой поездке, — лишний. Багажник грамотно скомпонован и вместителен, к тому же заднее сиденье можно сложить.

«Москвич»-2137: вариация модернизации

Под старомодно откидывающимся вперед капотом живет уфимский 1,5-литровый мотор УЗАМ-412 мощностью 75 л.с. У него карбюратор ДААЗ, в девичестве Weber, и система распределения с прерывателем-распределителем, который производился в СССР по лицензии Bosch. После нескольких лет простоя он завелся без проблем, потребовалась только замена свечей и высоковольтных проводов. Ожил и сейчас, стоило лишь повернуть в замке зажигания крошечный ключик-топорик.

«Москвич»-2137: вариация модернизации

Только спешки «Москвич» не любит. О недопустимости лихачества даже сказано в инструкции. Да и коробка не располагает к резким стартам. Ходы рычага велики, вибрирует кардан, сами передачи включаются не без труда, периодически выскакивают, и их, к сожалению, всего четыре. На АЗЛК долго боролись за качество коробки, но найти стороннего поставщика КПП так и не удалось. Жаль, мотор, даром что заслуженный пенсионер, а задор имеет боевой. Тяги на низах — вдоволь, и крутится охотно. Вместо тахометра — риски на спидометре, показывающие предельно допустимую скорость на каждой передаче. Но как же внутри шумно. Орет мотор, воет коробка. Реальная максималка в таких условиях — не более 90 км/ч. Дальше — хоть беруши надевай.

«Москвич»-2137: вариация модернизации

Зато тормоза хороши. Да не простые — оснащенные четырехпоршневыми моноблочными суппортами, они обеспечивают советскому олдтаймеру на редкость адекватное замедление. Их появление — заслуга все того же Андронова. По его инициативе АЗЛК провел полный цикл испытаний и в итоге купил лицензию на выпуск передних дисковых механизмов и вакуумного усилителя у английской фирмы Girling.

«Москвич»-2137: вариация модернизации

Боковых зеркал у универсала действительно нет, так и было задумано. Не беда, научиться без них ездить — дело пары недель. Главное — приучить себя смотреть в салонное зеркало, быстро вертеть головой и использовать боковое зрение. С маневрами в тесном пространстве никаких проблем. Благодаря большому углу поворота передних колес «Москвич» с одного захода разворачивается на небольшом пятачке. Обзорность, как и во многих старых автомобилях, — отличная. Стойки тонкие, остекление большое. Боковые форточки почти не мешают, а в случае чего служат бюджетной заменой кондиционеру.

«Москвич»-2137: вариация модернизации

А как настроена подвеска! В ходовой все родное — поменяли резинки в рессорах и задних амортизаторах, и вперед. Да, крены в поворотах и при перестроениях пугают. Реакции легкого руля, который делает четыре оборота от упора до упора, имеют мало общего с реальностью. Зато по плавности хода «Москвич» с рессорной задней подвеской легко обставит многие нынешние иномарки. На разбитой дороге даже Логан ему не ровня. А о существовании «лежачих полицейских» можно попросту забыть.

«Москвич»-2137: вариация модернизации

С такой всеядностью редкий владелец «Москвича» отказывал себе в удовольствии прохватить по грунтовке в раллийном стиле. Благо картер двигателя М-412 надежно прикрыт мощной передней балкой. «Жигули» такой роскошью похвастаться не могли. Водители ВАЗов на каменистых дорогах нередко пробивали поддон.

«Москвич»-2137: вариация модернизации

Все ради того, чтобы перестать выглядеть бедным родственником на фоне «Жигулей». Пусть официально это и отрицалось, конкуренция между автозаводами Страны Советов была и еще какая. Например, в 1978 году с конвейера сошел «Москвич»-2140, окрашенный «металликом» финской фирмы Tikkurila — впервые в автомобильной практике СССР. Но все равно — даже в условиях извечного советского дефицита отстоять очередь за автомобилем и получить в итоге «Москвич», а не более престижные «Жигули», считалось неудачей.

«Москвич»-2137: вариация модернизации

Откровенно слабых мест у базового для модели 2137 «Москвича»-2140 не так уж и много. Основные недостатки — плохо сопротивляющийся коррозии кузов и капризный отопитель, который начал нормально работать только после обновления 1982 года. Текут сальники — коробки, рулевого, коленвала, заднего моста. Такая конструкция и качество изготовления, поэтому приходится периодически доливать масло. Оригинальный бензонасос склонен к перегреву, из-за чего перестает подавать топливо и автомобиль попросту глохнет. Владельцы, не ратующие за аутентичность, меняют его на аналогичный от ВАЗа либо ставят электрический бензонасос сверхнизкого давления, скажем, от карбюраторных Фордов. Слабое место рулевого управления — недолговечные шарниры тяг. Не отличается надежностью 4-ступенчатая КПП с тяговым управлением, доставшаяся «Москвичу» от 408-го с его подрулевым переключением передач. Быстро изнашивается задний редуктор. Основная претензия к передней подвеске — балка моста, которая лопалась по точкам сварки, и быстрый износ сайлент-блоков рычагов. В задней подвеске подводили слабые передние крепления рессор.

«Москвич»-2137: вариация модернизации

Достоинства куда весомее. Двигатель имеет неубиваемую цепь и натяжитель с успокоителем плюс никаких проблем с маслосъемными колпачками и распредвалом, как у ВАЗов. Он надежен, прост в обслуживании и ремонтопригоден, как и сам «Москвич», который можно отремонтировать в гараже собственными руками. Наличие запчастей разнится в зависимости от региона. В Москве и Питере с этим нет никаких проблем, полно как новых деталей с хранения, так и новоделов.

«Москвич»-2137: вариация модернизации

В отличие от классических «Жигулей», продающихся тысячами, -2140 и его производные на вторичной рынке встречаются реже. Не более 200 предложений на всю страну. Подавляющее большинство — седаны «Москвич»-1500. Универсалов -2137 в продаже не более 15 вариантов. Самые редкие — 50-сильные «Москвичи» с мотором объемом 1360 «кубиков». Проблемные экземпляры, требующие полного восстановления, а скорее всего, годные только под разбор, продают тысяч за 20. Автомобили на ходу стоят в районе 100 тысяч рублей. За отреставрированные экземпляры могут просить 200-300 тысяч и выше, если речь о капсулах времени. Редкий развозной трехдверный фургон «Москвич»-2734, отреставрированный КБ Смирнова под раллийную «техничку» и продающийся за баснословные четыре миллиона, — отдельный случай. Больше всего «Москвичей» продается в столице и на Юге России.

«Москвич»-2137: вариация модернизации

«Москвич»-2140 — рестайлинг родом из СССР, выполненный малой кровью и вынужденный. В середине 1970-х стало ясно, что текущая модельная гамма АЗЛК стремительно устаревает. Экспорт быстро сокращался, а на внутреннем рынке все сложнее становилось конкурировать с более современными ВАЗами. Обновление моделей 408/412 было запасным вариантом развития модельного ряда, придуманное главным конструктором Александром Федоровичем Андроновым, в случае если Министерство автомобильной промышленности не выделит АЗЛК средств на полностью новый автомобиль. К 1975 году должна была полностью износиться штамповая оснастка для производства «Москвича»-412. Требовалась либо новая, либо дублирующая оснастка, которая позволяла бы при минимуме вложений модернизировать экстерьер текущей модели. Увы, опасения Андронова оправдались, денег на полностью новый автомобиль заводу не выделили.

«Москвич»-2137: вариация модернизации

В сложившихся непростых условиях было принято решение провести глубокую модернизацию модели 412. Работы начались в 1975 году, а уже в 1976-м новинку запустили в производство. Сохранив конструкцию исходника, автомобиль получил иной экстерьер, улучшенную отделку салона (особенно в версии SL), более совершенную и эффективную тормозную систему с дисковыми механизмами на передней оси.

«Москвич»-2137: вариация модернизации

Существовало две основные модификации — «Москвич»-1500 с двигателем УЗАМ-412Д мощностью 75 л.с. и «Москвич»-1360 с 50-сильным М-408. Коробка — в любом случае 4-ступенчатая «механика». Среди кузовов числились седан, универсал, фургон и пикап. Были раллийные версии и ориентированная в первую очередь на экспорт люксовая SL — с богатым салоном, особой передней панелью, оригинальными пластиковыми бамперами и эксклюзивной задней оптикой. В 1978 года появился «сельский» вариант М-21406, который получил дефорсированный под 76-й бензин двигатель на 68 л.с., усиленную подвеску, защиту картера, а также передние барабанные тормоза (позднее их заменили на дисковые).

«Москвич»-2137: вариация модернизации

Помимо завода АЗЛК в Москве отверточная сборка М-2140 из советских машинокомплектов осуществлялась в Болгарии. История модели закончилась в 1988 году, когда ей на смену пришел переднеприводный «Москвич»-2141.

Фотобонус

«Москвич»-2137: вариация модернизации

«Москвич»-2137: вариация модернизации

«Москвич»-2137: вариация модернизации

«Москвич»-2137: вариация модернизации

«Москвич»-2137: вариация модернизации

«Москвич»-2137: вариация модернизации

«Москвич»-2137: вариация модернизации

«Москвич»-2137: вариация модернизации

«Москвич»-2137: вариация модернизации

«Москвич»-2137: вариация модернизации

«Москвич»-2137: вариация модернизации

«Москвич»-2137: вариация модернизации

Источник