Домой Бизнес Металлурги и экспортеры угля не поделили Восточный полигон

Металлурги и экспортеры угля не поделили Восточный полигон

2
0

Железная дорога перегружена черным золотом, участники рынка заявляют о дискриминационном подходе

Металлурги и экспортеры угля не поделили Восточный полигон

Экспорт угля растет по восточному направлению. Фото: ИА PrimaMedia

Интересы предприятий горно-металлургической промышленности и экспортеров угля пересеклись по восточному направлению жд-перевозок. Востребованность продукции российских металлургов на восстанавливающихся рынках Китая открывает новые перспективы экспорта, но восточное направление перегружено «черным золотом», заявляют отраслевики. С просьбой устранить дискриминационный подход к первому вице-премьеру Андрею Белоусову обратились ассоциация «Русская сталь» и губернаторы двух областей. Ранее другие грузоотправители жаловались в различные инстанции, что монополия не согласовывает заявки на перевозки сырья по Восточному полигону (Транссиб и БАМ), сообщает ИА PrimaMedia.

Ассоциация «Русская сталь», а также губернатор Мурманской области Андрей Чибис и губернатор Курской области Роман Старовойт обратились к первому вице-премьеру Андрею Белоусову с просьбой обеспечить равноправный доступ к железной дороге для вывоза экспортных грузов в восточном направлении. 

Представители отрасли заявляют, что спрос на продукцию горно-металлургического комплекса в Восточной и Западной Европе резко упал из-за карантина, тогда как на восстанавливающихся китайских рынках он активно растет. «Восточные железнодорожные маршруты транспортировки грузов становятся для российских металлургов безальтернативными», – указывает «Русская сталь».

Однако та же проблема коснулась угля. Из-за падения спроса в Европе предприятия угольной промышленности так же нуждается в перенаправлении потоков экспорта на восток. И сегодня, по оценке ассоциации «Русская сталь», на них приходится слишком большая доля грузоперевозок.

Как следует из обращения, условия доступа к железнодорожной инфраструктуре восточного направления не позволяют металлургам наращивать поставки в Азиатско-Тихоокеанский регион. Даже своевременно поданные заявки на перевозку продукции горно-металлургического комплекса отклоняются РЖД, говорится в письме.

Ранее первый замначальника Центра фирменного транспортного обслуживания Сергей Колесников проинформировал территориальные центры фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) о том, что с 20 апреля 2020 года заявки на перевозку грузов ГУ-12 в прямом сообщении, назначение на Восточный полигон будут согласовываться «вручную», без применения автоматизированной системы. Официальная причина — проведение массовых ремонтных работ по оздоровлению инфраструктуры ОАО «РЖД». С введением ручного режима участились жалобы на то, что монополия отказывает грузоотправителям в согласовании заявок ГУ-12 на перевозку сырья (грузы 1 класса) по Восточному полигону.

Авторы обращения акцентируют, что увеличить экспорт железорудного сырья в Азиатско-Тихоокеанский регион можно только через железнодорожное сообщение.

«В сложившихся условиях вызывает озабоченность проводимая работа по изменению условий доступа к железнодорожной инфраструктуре восточного направления», — цитируют «Ведомости» губернатора Курской области Романа Старовойта.

Губернатор Мурманской области Андрей Чибис указывает на сходную проблему в поставках минеральных удобрений. В области работают ведущий мировой производитель фосфоросодержащих удобрений компания «ФосАгро», который также рассчитывает на экспорт в АТР.

По словам участников рынка, сложившийся перекос в пользу перевозок угля представляет риски для грузоотправителей, ситуация чревата простоем производств и ростом социальной напряженности. 

Отметим, в феврале РЖД сообщили, что ускоряют расширение Восточного полигона из-за падения спроса на уголь в Европе. Для перенаправления экспорта на восток компания обещает ввести в эксплуатацию более 200 объектов раньше срока.

По данным Infoline-аналитики, доля угля в структуре погрузки РЖД в 2019 году составляла почти 30% – 372 млн тонн. В структуре выручки РЖД на перевозку угля приходится 20,8% – 233,6 млрд рублей. На Азию приходится 25% российского экспорта энергетического угля – 99,4 млн тонн в 2018 г., на долю Европы – 27% (104 млн тонн), приводит данные Институт проблем естественных монополий. РЖД по итогам 2019 г. отчиталась о перевыполнении плана по увеличению провозной способности Восточного полигона на 55 млн тонн к уровню 2012 года (фактические перевозки экспортных грузов за семь лет выросли с 58,1 млн до 114 млн тонн в 2019 году), а в 2020 году заявила о готовности перевезти на Дальний Восток 124,9 млн т грузов.

В начале марта по поручению Владимира Путина Минтранс разработал механизм распределения провозных способностей железнодорожной инфраструктуры между предприятиями угольной промышленности. Предлагалось ввести квоты на перевозку угля по железной дороге. Однако Минэнерго не поддержало эту методику.

Источник