Домой Авто Как стать автоподборщиком. Моя история

Как стать автоподборщиком. Моя история

18
0

Как стать автоподборщиком. Моя история0

Автор: Артем Зайцев
Фото автора
Источник: Дром

Покупая автомобиль на вторичном рынке, вы обратитесь за помощью к специалистам (автоподборщику, инженеру по диагностике…)?

Да

41 (42%)

Нет

57 (58%)

Посмотреть результаты

Расскажу вам, как всего полтора года назад был офисным топ-менеджером, а сейчас стремлюсь стать топ-автоподборщиком.

Как появились автоподборщики

Такой профессии — эксперт по подбору автомобилей — пять лет назад и не существовало вовсе.

Откуда все пошло? Большая часть истоков профессии идет от видео с Youtube, где много роликов с рассказом о махинациях при продаже подержанных машин, которые пугают потенциальных покупателей. Отсюда возникает необходимость в человеке с профессиональными знаниями, которые нужны при покупке автомобилей на вторичном рынке.

Вот типичные ситуации, с которыми периодически мне приходится встречаться.

Как стать автоподборщиком. Моя история1

Популярные площадки — капкан, в который попадает невнимательный покупатель

Как стать автоподборщиком. Моя история2

Слегка гнилая «девятка» 1998 года под видом антиквариата за 150 тысяч рублей — не самое страшное, с чем можно столкнуться на практике

Как стать автоподборщиком. Моя история3

Фальшивые ПТС мне встречались, и не раз. Покупатели некритично относятся к этой бумажке. А ведь любой осмотр должен начинаться с проверки всех документов

Как стать автоподборщиком. Моя история4

Toyota Corolla с несчастной судьбой из-за ошибки оператора на ТО, который приписал 100 тысяч км к пробегу, и он теперь отражается в отчетах об автомобиле. Задача проверить показания пробега последнее время звучит все чаще

Сервис услуги подбора развивался не сразу: потенциальные покупатели не спешили оплачивать труд специалистов с «толщиномерами» и диагностическими сканерами. Российский покупатель не хотел платить за услугу из денег, отложенных на покупку автомобиля, и какое-то время перспектива ремонтировать двигатель или получить отказ при переоформлении его не пугала.

Как стать автоподборщиком. Моя история5

Несчастный Рио ждет серьезного ремонта на одной из СТО города, а потом поедет на рынок, где его обязательно купят…

Как стать автоподборщиком. Моя история6

Нарваться на ремонт мотора — обычное дело после покупки машины с пробегом

Но прошло немного времени, и автоподбор стал обычной услугой на авторынке. Сформировалась многотысячная армия коллег с блогами в Instagram и каналами на Youtube. Занятие стало очень популярным, а количество молодых специалистов, желающих влиться в наши ряды и стать профессионалами, измеряется уже тысячами.

Как я лишился офисной работы

Как меня занесло в стан подборщиков? Прежде чем окончательно перейти в новую профессию, я четыре года работал руководителем отдела в иностранной компании с приличным окладом, премией и удобным креслом топ-менеджера. Карьерное повышение в конце 2015 года стало серьезным достижением, к которому самостоятельно шел на протяжении десяти лет. Вместе с успехами в профессии росла семья, с рождением третьего ребенка она стала многодетной по статусу. В этот относительно спокойный финансовый период мы купили в ипотеку квартиру, вторую машину и чувствовали себя более чем уверенно. Перемены в компанию пришли в 2019 году, вместе с новым руководством. Начались кадровые перестановки в отделе, которые заставили насторожиться. 2020 год принес еще большую смуту, проверка шла за проверкой, напряжение в коллективе росло. Плюс пандемия внесла коррективы в показатели, и работа покатилась под откос.

Как стать автоподборщиком. Моя история7

За пять минут до увольнения

Поиски виноватого привели к тому, что 7 апреля, на пятом году продуктивной работы в компании, меня уволили с формулировкой — должность сокращена, альтернативную предложить не можем. В одну секунду рухнули карьерные ожидания, и вместе с ними стабильность. Ситуация критическая: в один миг семья осталась без доходов, вокруг хаос, на улицу выходить нельзя, половину бизнеса закрыли, где искать работу — непонятно. Стресс тогда испытал серьезный. Выручил природный оптимизм. Дальше решил строить свою жизнь самостоятельно — без работы по найму.

Автомобили — страсть с детства и первый опыт «перекупа»

Почему выбрал работу автоподборщика? Были на то серьезные основания. С детства я фанатично любил автомобили. Первая поездка на «Запорожце» прадеда-фронтовика — это впечатление на всю жизнь. 968-й впоследствии стал для меня большой игрушкой: не выходил из него часами, важно восседая на пружинном кресле, крутил руль, двигал рычаги и жал на педали.

Как стать автоподборщиком. Моя история8

«Запорожец» прадеда со временем ушел на металл

Увлечение машинами заметили родители. Отец выписал журнал «За рулем», который стал моим первым автомобильным учебником. И тоннами покупал жевательную резинку Turbo с вкладышами, на которых были модели различных автомобилей.

Как стать автоподборщиком. Моя история9

Коллекцию вкладышей до сих пор бережно храню

Мой дед — ведущий инженер военного завода, когда вышел на пенсию, стал подолгу рассказывать об устройстве автомобиля, рисовал машины и механизмы, объяснял, как они действуют.

Как стать автоподборщиком. Моя история10

Тетрадка с рисунками деда до сих пор со мной

Дед проводил со мной часы напролет, обучая работе с различным инструментом и передавая свой рабочий и житейский опыт.

Как стать автоподборщиком. Моя история11

С дедом на фоне знаменитого крейсера

После того как деда не стало, эстафету по моему техническому (и практическому!) обучению приняли отец с дядей. В 1999 году они решили зарабатывать перепродажей автомобилей, ну и я был с ними в этом непростом деле. Это был уникальный опыт, который состоял из множества не только ошибок, но и достижений. Через наши руки проходило по три десятка автомобилей в год.

Как стать автоподборщиком. Моя история12

2000 год. Готовим к продаже очередные «Жигули». Я в роли фотографа

Тот опыт на автомобильном рынке стал настоящим техническим университетом — за пять лет я стал тертым-перетертым «перекупом». Собственно, тогда я и усвоил базовые знания автоподборщика. Параллельно получил диплом железнодорожного инженера и, покинув отчий дом, отправился в самостоятельное плавание.

Крутой поворот карьеры: из офиса на авторынок

Наемный труд всегда меня угнетал: менял работу за работой, пытался найти свое призвание 15 лет. При этом работы с автомобилями на этом пути не встретилось, пусть и в трудовой было с десяток записей.

Как стать автоподборщиком. Моя история13

Страница № 16 вкладыша в трудовой книжке стала последней в моей карьере

Увольнение воспринял как шанс для исполнения давней мечты — вернуться на авторынок. Для этого были свои аргументы. За два года до увольнения ко мне обратились давние знакомые — «помоги нам купить подержанные Hyundai Solaris или Toyota Corolla». На выбор машины в приличном состоянии за разумные деньги ушло несколько месяцев. В итоге заказ я исполнил, заработал на этом небольшие деньги. Но главное — меня стали рекомендовать как ответственного подборщика, начала накапливаться клиентская база, пошли первые доходы… Это и стало отправной точкой после потери офисной работы.

Как стать автоподборщиком. Моя история14

Один из осмотренных мной Солярисов

Большие сложности были в сфере психологии. Для родителей потеря престижной работы сыном стала шоком. Друзья восприняли мой переход из красивого офиса на авторынок как временное помешательство. И только жена верила в успех. Она одна видела, как меня захватывает каждый заказ. Именно азарт и интерес к этой работе сыграли решающую роль.

Чтобы первое время обеспечить семью, вложиться в оборудование и рекламу, пришлось продать автомобиль.

Как стать автоподборщиком. Моя история15

Личный Ford Focus был продан сразу после потери работы — в мае 2020 года

Параллельно был составлен стратегический антикризисный план.

Как стать автоподборщиком. Моя история16

Этот Opel стал первым моим проектом в новом статусе автоподборщика

Как стать автоподборщиком. Моя история17

«Семерка» оказалась неожиданно приятной находкой в гараже у единственного собственника и принесла хорошую маржу

Как стать автоподборщиком. Моя история18

Эта машина долго готовилась к продаже — до этого вид у нее был плачевный

План в итоге сработал, и через три месяца доход от автоподбора в совокупности с перепродажей автомобилей (этим занимаюсь параллельно) вышел на уровень бывшей зарплаты в офисе.

Опыт — сын ошибок трудных

Много внимания на старте потребовала реклама и механизмы продвижения. Пришлось потратиться на курсы по таргетингу в соцсетях, изучал алгоритмы продвижения на Дроме, планировал организацию съемок видео для Youtube. Финансы уплывали из немалого рекламного бюджета, а результата не было. Прекратив раскидывать деньги, я сфокусировался на продвижении объявлений. Понял, что действуют два важных правила — грамотный и емкий текст без ошибок и оптимальный подбор ключевых слов. Вскоре поток заказов стал расти.

Но тут возникли проблемы с организацией труда и технической базой. По неопытности случилась ошибка в подборе оборудования: купил недорогой прибор для измерения толщины ЛКП российского производства (Чебоксары) и примитивный диагностический сканер ELM. Толщиномер в целом производил точные измерения, но у меня постоянно были с ним траблы. Прошивка телефона конфликтовала с программным обеспечением прибора, да так, что периодически оставался без показаний, которые важны для фотоотчета. Подготовка фотографий тоже вызывала трудности из-за того, что сам прибор — это шнур с датчиком, который соединяется с телефоном. Показания приходилось фиксировать через принтскрин, а потом обрабатывать каждое значение, восстанавливая по памяти, к какому элементу они относятся.

Как стать автоподборщиком. Моя история19

«Шнурок» потрепал мне на первых порах нервы

После двух месяцев мучений расстался с российским толщиномером. Так же, как и с китайским сканером, хотя по нему нареканий и было меньше. Потратился на профессиональное диагностическое оборудование и прибор для измерения толщины ЛКП того же уровня.

Как стать автоподборщиком. Моя история20

Минимальный набор инструментов автоподборщика

Как стать автоподборщиком. Моя история21

Считывание VIN-кода и ошибок является программой-минимум для проверки автомобиля

Как стать автоподборщиком. Моя история22

Диагностический разъем иногда приходится поискать

Как стать автоподборщиком. Моя история23

Главный помощник по выявлению кустарного ремонта

Хромало и планирование: при наплыве заказов терял клиентов, которым нужно было провести осмотр «здесь и сейчас». Пришлось четко разграничить время личных дел и выезда на осмотры, а также выработать определенный алгоритм общения с клиентами. Пришлось также научиться и финансовому анализу — чтобы видеть распределение денежных потоков.

Чтобы привлечь клиентов, поначалу демпинговал. Но конкуренты начинали делать то же самое, и снижение цен на услуги ничего не дало. В итоге сделал постоянный прайс, и на этом ценовые войны с конкурентами прекратились.

Первые клиенты навсегда врезались в память. Сергей позвонил рано утром и попросил провести диагностику Ford Focus 3. Мы договорились встретиться возле машины, которую продавала семейная пара «перекупов». Осмотр проходил в частном доме, за высоким забором, без возможности тест-драйва. Документы были в полном порядке, а вот машина не соответствовала описанию: при пробеге 30 000 км боковина подушки водительского сиденья протерта до дыр, кузов весь в сколах. Нестыковка показаний щитка приборов и состояния автомобиля заставила от варианта отказаться.

Как стать автоподборщиком. Моя история24Как стать автоподборщиком. Моя история25

Кресло явно не соответствует пробегу. Изношенная резина и сколы намекают на реальный пробег за 200 000 км

После чего Сергей заказал мне первый подбор автомобиля «под ключ». Белоснежный универсал, который до сих пор радует владельца, нашел в течение двух недель, а год спустя выполнил заказ по поиску машины для жены Сергея.

Как стать автоподборщиком. Моя история26

Сыграл на опережение: оказался у автомобиля чуть раньше «перекупов» и с ходу внес задаток

Вторая выездная диагностика заняла аж три часа. Владелица дизельного универсала Audi А6 постоянно отъезжала на другие осмотры или по каким-то делам. Но в итоге весь план осмотра я выполнил и не рекомендовал покупку: был серьезный кузовной ремонт, техническое состояние неудовлетворительное.

Как стать автоподборщиком. Моя история27

Нерадивые владельцы за 300 000 км пробега так и не смогли убить дизельный Audi, но ремонт силового элемента кузова заставил все же отказаться от покупки

Заказчиком тут оказался «перекуп» из соседнего города, которого привлекла цена на машину. В будущем такие клиенты станут моими постоянными: как довольными, если покупают, так и враждебно настроенными, если продают что-то несуразное.

Курьезы. Куда же без них. На одном из осмотров Toyota Corolla поглотила в своих недрах крышку маслозаливной горловины: нечаянно смахнул ее в подкапотное пространство. Пришлось объехать десяток магазинов, чтобы вернуть владельцу оказавшийся дефицитным элемент.

Как стать автоподборщиком. Моя история28

Вот такую крышку маслозаливной горловины умудрился потерять, но на другом моторе: концерн Toyota любит унификацию

Главное правило эксперта, которое я выработал за 15 месяцев работы — не верить ни единому слову продавца, даже при условии, что продает единственный собственник. Все врут или недоговаривают. Любая информация из уст владельца становится для меня «звуковым шумом» и не имеет никакого значения. Только факты могут лечь в основу итогового отчета, иначе — потеря репутации, а значит, и клиентов.

Прежде чем создал подобный алгоритм действий и модель поведения, произошла череда ошибок, которые привели к финансовым и временным потерям. С одной оговоркой — клиентских машин среди проколов не было. Ремонт АКП на 50 000 рублей в автомобиле, который купил для перепродажи, стал хорошим уроком в копилку моего опыта.

Как стать автоподборщиком. Моя история29

Вот этот внешне красивый автомобиль принес мне финансовое разочарование

Агрегат стабильно работал при тестовой поездке. Хорошего диагностического оборудования у меня тогда не было. Продавала единственная собственница, во владении которой машина находилась пять лет. Совокупность положительных факторов ослабила внимание, а через 20 километров после покупки агрегат встал в аварийный режим. Если бы подобное произошло с машиной клиента, все расходы пришлось бы взять на себя. Репутация — важнейший фактор в работе подборщика.

Как стать автоподборщиком. Моя история30

Без малого три недели потратил на восстановление АКП этого Ford Focus

Сколько зарабатывает автоподборщик

Многих больше всего интересует, сколько денег я зарабатываю.В моем прайс-листе есть три вида услуг, и самым высоким спросом пользуется выездная диагностика. В месяц я произвожу не меньше 20 осмотров стоимостью 3000 рублей каждый.

Как стать автоподборщиком. Моя история31

Копейка рубль бережет. Частый гость выездной диагностики

Как стать автоподборщиком. Моя история32

Сезонный фактор никак не влияет на количество заказов: зимой их не меньше, чем летом

Как стать автоподборщиком. Моя история33

Престарелый BMW Х6 — мечта и боль одновременно. Стоимость разового осмотра BMW — самая высокая в моем прайсе, вне зависимости от возраста

Автоподбор «под ключ» — идет вторым в рейтинге популярности моих услуг. Одновременно это и самое сложное. В месяц для заказчика удается найти два-три автомобиля. Больше таких заявок просто не беру. Рынок диктует правила, и найти живой экземпляр даже среди массовых моделей проблематично. Автомобили иногда приходится искать не один месяц. Стоимость работы «под ключ» колеблется от 20 000 до 40 000 рублей в зависимости от цены и «премиальности» автомобиля.

Как стать автоподборщиком. Моя история34

Bentley клиенты заказывают достаточно часто

Как стать автоподборщиком. Моя история35

При этом случаются и заказы на грузовички

Третий вид услуг — «День с экспертом» — спросом не пользуется и на показатели доходности не влияет.

В итоге практически каждый месяц чистый доход — более 100 000 рублей.

Но есть и другие, не менее ценные бонусы. Не надо ходить в офис по расписанию, жена, дети и любимая работа всегда со мной. Нормальный сон стал нормой, утренние и вечерние пробки обходятся без моего участия, отдых и поездки на море проходят по желанию, а не по графику отпусков. В момент увольнения я покинул зону личного дискомфорта, которая угнетала в течение 15 лет офисной работы, и впервые обрел чувство свободы.

Как стать автоподборщиком. Моя история36

Проводить время за городом с семьей даже посреди недели стало нормой

Как стать автоподборщиком. Моя история37

Путешествия — неотъемлемая часть нашей семейной жизни

Какие перспективы? Развитие собственного бизнеса требует от предпринимателя высокой степени самоорганизации. Планы уже прописаны на два года вперед. Главная цель — из топ-менеджера пробиться в топ-подборщики. Главные качества для этого должны быть реализованы на самом высоком уровне: нужно владеть базовыми знаниями устройства практически любой модели автомобиля, быть одновременно автомехаником, маляром, диагностом, психологом и юристом.

Как стать автоподборщиком. Моя история38

Автосалоны завалены не только хламом

В любую погоду и время суток обязан выехать на осмотр, взять трубку телефона и ответить на вопросы клиента. Ошибок и пропусков этапов осмотра быть не должно.

Как стать автоподборщиком. Моя история39

Заглянуть под крышку масляной горловины — обязательный ритуал

С продавцами нужно уметь общаться на равных, задавать корректные и конкретные вопросы как «перекупам», так и собственникам.

Как стать автоподборщиком. Моя история40

Из чего слеплена ваша крыша?!

Только совокупность этих факторов позволит добиться успеха в моей профессии. Точка!

Источник