Домой Авто Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

2
0

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Автор: Дмитрий Кротов
Фото компаний-производителей и из открытых источников
Источник: ДромДвигатели большинства современных автомобилей по объему, как правило, не больше пакета сока. Но ведь были времена, когда размер действительно имел значение! В сегодняшней подборке Дрома — моторы-гиганты, моторы-монстры, которых нам больше никогда не увидеть…

Термин «даунсайзинг», означающий снижение рабочего объема двигателей, сейчас на слуху. Флагманские многолитровые двигатели себе могут позволить только топовые модели премиум-сегмента или крупные внедорожники. Все остальные зачастую довольствуются 1,0–2,0 литрами, взбодренными наличием турбонаддува. Где вы, настоящие прожорливые топливосжигатели, проповедующие идеологию «F**ck fuel economy» и означающие статус, мощность и надежность? Где вы, бесстрашные джентльмены, участвующие в опаснейших состязаниях на максимальную скорость за рулем совершенно незащищенных автомобилей? Навсегда исчезли с мировой автомобильной арены.

Причин тотального даунсайзинга, как всегда, несколько. Первая и основная — снижение «общей температуры по палате», то есть среднего количества выбросов на весь модельный ряд какой-либо компании. С учетом постоянно ужесточающихся экологических норм у автопроизводителей попросту не остается выбора — только малолитражные двигатели с турбонаддувом. Вторая причина — платформенная и модульная компоновка большинства современных автомобилей, в которую гораздо проще «воткнуть» трех- или четырехцилиндровый «рядник», снизив тем самым и снаряженную массу, чем «шестерку» или, боже упаси, «восьмерку». Еще один повод — жесткие нормы по безопасности, в которые гораздо легче попасть с легким и небольшим мотором. Ну и, наконец, как говорят англичане, last but not least — последняя, но не по важности, причина — относительная дешевизна производства массовых моторов небольшого литража по сравнению с двигателями «взрослых» конфигураций — L6, V6,V8…

Но, как вы наверняка знаете, так было далеко не всегда. Более того, в мире и по сей день есть серийный (!) автомобиль с двигателем рабочим объемом 8 литров! А лет десять назад их было чуть больше — сосчитать хватило бы пальцев на одной руке. Забудьте на миг о постоянно растущих ценах на топливо. Не думайте о том, что все эти автомобили — явно не для бедных, некоторые из них — сугубо гоночные, а иные и вовсе построены в единственном экземпляре. Просто прочитайте эту подборку легендарных моторов и порадуйтесь безумству инженеров, воплотивших эти сумасшедшие проекты в жизнь, а также узнайте о тех людях, которые отдали свои жизни ради рекордов скорости за рулем этих монстров.

Bugatti Chiron

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Рабочий объем — 7993 см³
Конфигурация двигателя — W16
Мощность, л.с. — 1500

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Недостижимый для современных автопроизводителей объем — целых 8 литров! Более того, гиперкар Bugatti Chiron — единственный серийный автомобиль нашего времени, который предлагает такой «недетский» литраж, да еще и двигатель весьма оригинальной конфигурации W16 с четырьмя турбинами. Но в нашей сегодняшней подборке такой мотор — всего лишь начальный уровень, первая ступень на нашей иерархической лестнице моторов-гигантов. Родословную эта силовая установка ведет еще от предшественника Veyron. Но по прошествии 15 лет ее значительно модернизировали, максимальная мощность выросла с 1001 до впечатляющих 1500 сил, а крутящий момент — с 1250 до 1600 Нм.

Dodge Viper

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Рабочий объем — 8390 см³
Конфигурация двигателя — V10
Мощность, л.с. — 640

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Но еще совсем недавно Bugatti Chiron не был чемпионом среди серийных автомобилей по рабочему объему двигателя. До 2017 года этот титул принадлежал гораздо менее дорогому и более массовому «американцу» Dodge Viper. В моторе «Гадюки» с не менее экзотической конфигурацией V10 на закате своей довольно долгой карьеры было аж 8,4 л! Последнее поколение этого легендарного купе выпускали с 2012 по 2017 год, а его атмосферный двигатель развивал 640 л.с. и 814 Нм момента. Но автофанаты знают, что для этого мотора это вовсе не предел. Например, версия с двойным турбонаддувом от ателье Hennessey (Viper Venom Turbo) и увеличенным до 8,55 л объемом развивала уже 1000 «лошадей» и 1491 Нм, а до 100 км/ч разгонялась менее чем за три секунды.

Bugatti Type 41 (Royale)

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Рабочий объем — 12 763 см³
Конфигурация двигателя — L8
Мощность, л.с. — 275–300

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Bugatti Type 41, больше известный как Royale, воистину королевский автомобиль, который многие считают самым роскошным за всю историю автомобилестроения. Этторе Бугатти рассчитывал произвести всего 25 этих красавцев, но в итоге собрали и того меньше — лишь шесть экземпляров, по одному за год производства (1926–1933). Каждый из них имел свой оригинальный кузов и уникальное название — Napoleon, de Ville Binder, Weinberger, Park-Ward, Kellner и Berline de Voyage. Двигатель Type 41 был под стать длиннющему 6,2-метровому кузову — рядная 8-цилиндровая «восьмерка» объемом целых 12,7 л! Не забывайте, что этот дорогущий и прожорливейший автомобиль производили во времена Великой депрессии, словно издеваясь над кризисом. Настоящая жемчужина автомобильного мира!

Weineck Cobra 780 cui Limited Edition

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Рабочий объем — 12 900 см³
Конфигурация двигателя — V8
Мощность, л.с. — 1100

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Следующий наш герой по максимальному объему утер бы нос и Вайперу, и даже «старичку» Bugatti Royale, но проблема в том, что построила этот совершенно сумасшедший автомобиль на шасси легендарного AC Cobra, придуманного Кэрроллом Шелби еще в 1960-х годах, немецкая тюнинговая компания Weineck Engineering, а не сама фирма-производитель. Дело было в 2005 году, когда немцы из Нижней Саксонии запихнули под капот «Кобры» V-образную атмосферную «восьмерку» объемом 12,9 л, которая развивала 1100 л.с. и 1760 Нм. Все 15 автомобилей были раскуплены за один день, что вовсе неудивительно: Weineck Cobra с самоблоком, но без АБС (!), набирает «сотню» за 2,5 секунды, а 300 км/ч — всего за 10 секунд! Покруче, чем уже упомянутый в этом материале сверхдорогой Bugatti Veyron! Обратите внимание на гигантский воздухозаборник на капоте: огромному мотору нужно много воздуха.

Pierce-Arrow Model 66 & Peerless Model 12 (60НР)

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Рабочий объем — 13 519 см³
Конфигурация двигателя — L6
Мощность, л.с. — до 140

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Те, кто увлекаются автомобильной историей, наверняка знают про «Три великих «Р» в американском автомобилестроении — Packard, Pierce-Arrow и Peerless. Когда-то очень влиятельные компании давно уже перестали существовать, но их имена навсегда останутся вписанными в книгу автомобильных достижений. Так, Packard стал единственным автомобилем с рядным 12-цилиндровым двигателем, а две другие компании выпустили модели с двигателями Green Dragon такого литража (13,5 л), который до сих пор остается недосягаемым для любого современного серийного легкового автомобиля. При этом конфигурация мотора была вполне заурядна — 6-цилиндровый «рядник». Тем не менее Pierce-Arrow Model 66 и Peerless 60HP были очень дорогими, и позволить их себе могли только такие «крутыши», как, например, Джон Рокфеллер, Корнелиус Вандербильт и король Бельгии Леопольд II.

Cadillac Sixteen

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Рабочий объем — 13 584 см³
Конфигурация двигателя — V16
Мощность, л.с. — 1000

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Очень жаль, что концепт-кар Cadillac Sixteen, продемонстрированный концерном General Motors на автошоу в Нью-Йорке еще в 2003 году, так и остался концептом. Тем более что это был абсолютно ходовой образец, а его весьма необычной конфигурации двигатель V16 с объемом 13,6 л (GM XV 16) был полностью готов к производству. Собранный из двух моторов V8 LS, он имел в своем активе систему частичного отключения цилиндров (8-ми или даже 12-ти!), агрегатировался с 4-ступенчатым «автоматом» и приводил в движение задние колеса. При заявленной мощности в 1000 л.с., крутящем моменте 1356 Нм и снаряженной массе в 2270 кг у этого Кадиллака, видимо, была совсем недурная динамика.

Godfather

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Рабочий объем — 16 482 см³
Конфигурация двигателя — V8
Мощность, л.с. — 2150

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Только совсем уж не интересующийся автомобилями человек может не знать, что такое легендарный Big Block от Chevrolet. Эта 8-цилиндровая «восьмерка», впервые появившаяся еще в далеком 1958 году, славится своей надежностью, неубиваемостью и терпимостью к самому «тяжелому» тюнингу. Запас прочности этого агрегата по-настоящему огромен, а максимальный объем «Биг-блока» пятого поколения (ZZ572) составляет 9,4 л! Но всегда найдется тот, кому и этого мало. Таким стал американец Сонни Леонард — производитель гоночных двигателей для дрэг-рэйсинга (Sonny Leonard Racing Engines) в категориях IHRA Pro Stock или NHRA Top Sportsman. «Всего» за $110 000 любой желающий может приобрести этого огромного монстра с объемом 16,5 л, диаметром цилиндра 13,26 см, мощностью 2150 л.с. и крутящим моментом 2034 Нм. Учитывая эти совершенно нереальные характеристики, вполне понятно, почему Сонни выбрал для своего детища столь нескромное имя — Godfather (Святой отец).

Christie Racer 1907

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Рабочий объем — 19 894 см³
Конфигурация двигателя — V4
Мощность, л.с. — 100–130

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Вы, наверное, знаете, что первым серийным переднеприводным автомобилем в истории стал Cord L-29, выпущенный в 1929 году. Но, оказывается, эксперименты с передними ведущими колесами ставили и гораздо раньше. Мы вспомнили об этом сейчас, потому что Джон Уолтер Кристи — американский конструктор и изобретатель — увлекался этим еще в самом начале XX века: в 1907 году на одноименном переднеприводном автомобиле, построенном для участия в Гран-при Франции (первый автомобиль американского производства на Больших гонках в Европе), был установлен двигатель V4 гигантского объема 19,9 л. Конструкция «Гонщика» (Racer) была воистину уникальна. Мотор, расположенный поперечно между передними колесами, являлся элементом силовой структуры кузова, а в его картере была установлена трансмиссия — две передачи вперед и одна назад. Двигатель был наклонен назад: один ряд под углом 10°, а второй — под 45°. Вокруг каждого цилиндра был медный резервуар с водой для охлаждения, а радиатор с П-образными трубками располагался за мотором. К сожалению, на трассе Гран-при Christie Racer 1907 продержался всего четыре круга…

Benz 200HP («Blitzen Benz»)

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Рабочий объем — 21 500 см³
Конфигурация двигателя — L4
Мощность, л.с. — 200

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

На следующий год после фиаско Джона Уолтера Кристи и его Racer 1907 победителем Гран-при Франции стал Кристиан Лаутеншлагер на автомобиле Benz Grand-Prix, 4-цилиндровый двигатель которого развивал 150 л.с. при объеме в 15,1 л. Но на следующий год инженер компании Benz Юлиус Ганс на основе этого мотора создал еще более объемную и мощную силовую установку (21,5 л, диаметр поршня — 18,5 см, 200 л.с.), которую установили на шесть гоночных болидов Blitzen Benz (blitzen — метать молнии, перевод с нем.). Крутящий момент при помощи цепи передавался на задние колеса, подвеска была зависимая на полуэллиптических рессорах, а тормоза — барабанные. И вот эта архаика в 1911 году в США смогла установить рекорд скорости на суше в 228,1 км/ч с Бобом Бурманом за рулем. Это достижение никто не смог побить аж до 1919 года, а Blitzen после возвращения в Европу выступал в различных соревнованиях вплоть до середины 20-х годов. На данный момент сохранилось два экземпляра — один в музее Mercedes-Benz, а второй — у частного коллекционера в Америке.

Golden Arrow

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Рабочий объем — 23 944 см³
Конфигурация двигателя — W12
Мощность, л.с. — 925

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

«Золотую стрелу» (Golden Arrow) построили в 1928 году специально для известного энтузиаста гонок на максимальную скорость на суше — майора Генри Сигрейва. 11 апреля 1929 года за рулем Golden Arrow на Дейтона-Бич в присутствии 120 000 (!) зрителей ему удалось достичь впечатляющего результата в 372,46 км/ч в единственном заезде, превысив предыдущее достижение Рэя Кича сразу на 39 км/ч. Возможно, майору удалось бы проехать еще быстрее, ведь в планах было развить аж 441 км/ч, но через два дня заезды были остановлены после смерти другого гонщика — Ли Байбла, а также фотографа соревнований. Ну а неугомонный Сигрейв погиб годом позже, пытаясь установить рекорд скорости на воде. W-образный 12-цилиндровый 24-литровый двигатель Napier-Lion был заимствован от спортивного самолета Supermarine, на котором он развивал 925 л.с. Интересные особенности «Золотой стрелы»: емкости со льдом по бокам (для охлаждающей жидкости), телескопический «прицел» на капоте для контроля прямолинейности движения, алюминиевые панели кузова, аэродинамические обтекатели, ведущая ось без дифференциала и 120 кг балласта на «хвосте». Всего Golden Arrow проехал около 64 км, став, пожалуй, автомобилем с самым небольшим пробегом за всю историю.

Higham-Thomas Special Babs

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Рабочий объем — 27 030 см³
Конфигурация двигателя — V12
Мощность, л.с. — 450

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Еще один автомобиль-рекордсмен, который был построен специально для того, чтобы показать самую высокую в мире максимальную скорость. Поначалу эту машину называли «Chitty 4», и это был один из спроектированных Луи Зборовски автомобилей с авиационными двигателями. На этой модели был установлен 450-сильный 27-литровый (!) мотор V12 производства Liberty. Работы велись в поместье Зборовски Higher Park в Кентербери, что и обусловило название Higher Special. Кстати, цепной привод взяли от того самого Blitzen Benz. В 1924 году после смерти Луи машину купил гонщик Джон Пэрри-Томас всего за £125, переименовал ее в Babs, оснастил четырьмя карбюраторами Zenith и поршнями собственной конструкции. В апреле 1926 Пэрри-Томас развил на «Бабсе» скорость 273,6 км/ч. В марте следующего года при попытке побить свой же рекорд Джон Пэрри-Томас разбил автомобиль, а сам погиб.

Campbell-Railton Bluebird IV

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Рабочий объем — 36 750 см³
Конфигурация двигателя — V12
Мощность, л.с. — 2300

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Имя Малькольма Кэмпбелла навсегда вошло в историю автомобильного спорта раннего ХХ века, ведь он смог шесть раз установить рекорд скорости на суше, а также стать первым в мире человеком, преодолевшим барьер в 300 миль в час (482,7 км/ч). Всему мира известна целая серия его автомобилей под названием Bluebird. Сегодня мы остановимся на последнем из них, ведь именно он был обладателем авиационного двигателя Rolls-Royce R с компрессором объемом целых 36,8 л и мощностью 2300 л.с.! Кстати, мотор «R» устанавливали не только на самолеты, но еще и на скоростные катера. На этой «Синей птице» Кэмпбелл в 1933 году достиг скорости в 438,39 км/ч, в 1935-м побил свой же рекорд — 445,39 км/ч, а еще через пять месяцев наконец-то преодолел отметку в 300 миль в час (301,129 миль/ч, или 484,6 км/ч). После этого Малькольм решил успокоиться, перестать дергать Бога за усы и завершить свою опасную карьеру гонщика.

Packard-Bentley «Mavis»

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Рабочий объем — 42 606 см³
Конфигурация двигателя — V12
Мощность, л.с. — 1500

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Крис Уильямс — известный во всем мире коллекционер и фанат Bentley, автор нескольких проектов на базе этих английских автомобилей начала века с авиационными двигателями. В 2010 году он выкатил на суд общественности совершенно экстремальный автомобиль Packard-Bentley по имени Mavis, оснащенный V-образным 42-литровым (!) 12-цилиндровым двигателем, который развивает 1500 л.с. Но этот агрегат (4М-2500) — не от самолета, а от торпедных катеров времен Второй мировой войны! Почему Mavis выглядит, как привет из далекого прошлого? Все просто: он построен на шасси Bentley 1930 года, у которого в оригинале был «всего лишь» 8,0-литровый мотор. Фишка «Мависа» — 24 выхлопных трубы, из которых то и дело вырываются языки пламени.

Brutus

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Рабочий объем — 46 950 см³
Конфигурация двигателя — V12
Мощность, л.с. — 600

Большое сердце: автомобили с двигателями огромных объемов

Ну вот наконец-то мы и добрались до нашего сегодняшнего чемпиона. Встречайте — невообразимый Brutus, под капотом которого скрывается первый в истории компании BMW двигатель конфигурации V12 — авиационный BMW VI мощностью не менее 600 л.с., который устанавливали на огромное количество моделей самолетов. Мотор был разработан на базе 6-цилиндрового BMW IV времен Первой мировой войны. Объем этого гиганта — почти 47 литров, масса — более 510 кг, длина — 1,8 м, высота — 1,1 м! Куда можно «воткнуть» такое? Доподлинно неизвестно, где создатели этого шедевра нашли шасси американского гоночного автомобиля LaFrance 1908 года выпуска, которое, по легенде, способно выдержать любые нагрузки, но 47-литровый агрегат встал туда как влитой. Этот мастодонт расходовал литр топлива на каждый километр и мог развить скорость выше 100 км/ч при всего 800 об/мин! Brutus — собственность автомобильного музея в немецком Зинсхайме — до сих пор можно увидеть в действии на разного рода мероприятиях.

Источник